Портреты Владимира Григорьевича Орлова (1743–1831) и его четырех братьев были заказаны Федоту Шубину Екатериной II для зала в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге. Мраморный дворец, строительство которого началось в 1768 году, предназначался в качестве подарка фавориту императрицы Григорию Орлову. Бюсты всех братьев Орловых и четыре барельефа, прославляющие победу России в Русско-турецкой войне, должны были украсить интерьер. Орловы удостоились такой чести за возведение на престол Екатерины II. После переворота 1762 года Владимир Орлов получил дворянский титул графа, а также звание генерал-поручика. Однако он предпочел оставить военную службу и заняться естественными науками. В 1766 году был назначен директором Академии наук, в 1809-м стал ее почетным членом.
Федот Шубин изобразил Владимира Орлова в своей традиционной манере парадного портрета, когда пышная драпировка накинута на светский костюм. В композиции большую роль играет пластическая трактовка одежды, подчеркивающая осанку и позу модели. В работе над портретом скульптор применил разные инструменты, с помощью которых добился ощущения материальности в передаче живости лица, фактуры тканей, мягкости волос. Шубин был виртуозным мастером, способным в мраморе передать не только сходство с портретируемым. При внешней парадности портрета, его торжественности скульптору всегда удавалось показать душевное состояние человека.
Портрет графа В.Г. Орлова долгие годы украшал Мраморный дворец, но с приходом к власти императора Павла I все бюсты братьев Орловых были «возвращены в фамилию гр. Орловых» и находились в их подмосковном имении Отрада Серпуховского уезда Московской губернии до революции 1917 года. В собрание Третьяковской галереи портреты Орловых были переданы в 1925–1928 годах через Государственный музейный фонд.