В творческом наследии Федота Ивановича Шубина есть бюст, который очень отличается от привычного канона светского портрета. Среди изображений вельмож, полководцев, блистательной знати он выделяется лаконичным решением, незатейливой простотой облика, «подлинностью», «весомостью» умного простого лица.
Мастер, запечатлевая в портрете черты того или иного лица, отбрасывает всё случайное, несущественное и второстепенное и передает важное, неотъемлемое, отмечает свойства и явления, органически присущие этому человеку. Иван Сидорович Барышников (1721–1782) – сын вяземского купца, один из успешных русских предпринимателей. Начинал с винокуренного производства, во время семилетней войны (1756–1763) занялся поставками провианта и фуража для армии, а позднее наладил постоянную торговлю хлебом с Европой на стругах водным путем через порт Риги, что было прогрессивно для России XVIII века. Основным источником его благополучия в екатерининские времена стали винные откупа в Москве и Петербурге. Внук С.И. Барышникова
А.И. Барышников так характеризовал деда: «предприимчивый, деятельный… и человек передовой, то есть понимающий прежде других, что хорошо».
Шубин в изображаемом персонаже выбирает именно те свойства, которые с удивительной отчетливостью «лепят» его характер.
Барышников умен, ловок, уверен в своих силах, сохраняет свое достоинство свободного человека. Его портрет – редкий образец зарождающегося демократического стиля. Самое яркое в этом изображении – широкий, «удалой» разворот плеч. Такая постановка скульптуры как бы раздвигает пространство вокруг персонажа, придает особую уверенность и значимость человеку нового склада, предпринимателю, начинающему осознавать себя. К концу жизни Ивана Сидоровича его состояние достигало полумиллиона рублей, он имел дома в Петербурге и Москве, владел значительными землями и четырьмя тысячами крепостных душ, которые были оформлены на покровителя, так как сам владелец, не имея дворянства, не мог покупать крепостных. Покровителем его являлся граф Иван Григорьевич Орлов.
Барышников заказал свой портрет Ф. Шубину – одному из лучших скульпторов России. Он, несомненно, видел семейные портреты братьев Орловых, часто бывая в их домах. Но свое изображение заказал принципиально иным. Барышников пожелал предстать на портрете таким, каким осознавал себя – человеком дела. Таким и запечатлел его резец Федота Шубина.
По мнению некоторых исследователей, Шубин выполнил также и барельефы для церкви Архангела Михаила в имении Барышникова Алексино (Смоленской губ.) в 1778–1794 годах.