Шубин Федот (1740-1805)
Портрет графа И.Г. Чернышёва
1776
Размер - 65 x 41,2 x 35,5
Материал - мрамор
Инвентарный номер - Инв.27376
Поступило из Государственного исторического музея. 1925
Федот Шубин (1740–1805) – выдающийся русский скульптор эпохи классицизма. Он работал преимущественно в жанре портрета. Благодаря своему исключительному мастерству запечатлел яркие и правдивые образы многих представителей элиты русского общества Екатерининского времени.
Изображенный граф Иван Григорьевич Чернышев (1726–1797) – один из приближенных к императорскому двору. С конца 1760-х гг. он служил генералом-фельдмаршалом от флота и руководил его снаряжением накануне и в ходе русско-шведской войны 1788–1790 гг. Граф И.Г. Чернышев также выполнял дипломатическую миссию в Великобритании в 1768–1770 гг. За заслуги перед российским флотом в 1796 г. он был назначен президентом Адмиралтейств-коллегий, став, таким образом, первым лицом в морском ведомстве. Вместе с тем, с 1778 г. он также являлся почетным членом Императорской Академии художеств.
Благодаря благосклонности императрицы Екатерины II и своему дальнейшему сближению с окружением Павла I он достаточно быстро продвигался по службе. По замечанию М.М. Щербатова И.Г. Чернышев был «человек не столь разумный, сколь быстрый, увертливый и проворный и, словом, вмещающий в себе все нужные качества придворного».
Портрет графа И.Г. Чернышева, выполненный Федотом Шубиным в 1776 г., относится к ряду тех произведений мастера, в которых отчетливо прочитывается стремление выразить индивидуальный характер человека. Одновременно с этим скульптор демонстрирует свое умение точно передавать внешний облик модели. Эти два качества в соединении с мастерством обработки материала позволили ему создать целую серию портретов своих современников, которые по праву считаются шедеврами русского искусства XVIII столетия.
При взгляде на портрет поражает виртуозность обработки поверхности камня. Ощущается фактура и декоративная отделка одежд, ордена и другие детали костюма выполнены мастером реалистично и объемно. Композиция бюста построена на соблюдении симметрии и фронтального принципа расположения. Фигура при этом совсем не кажется застылой и статичной. Заметное оживление в образ графа вносят асимметричность складок мантии, накинутой на плечи, а также пластичность черт его лица. Особенно выделяются крупные, широко раскрытые глаза, смотрящие вперед. Во взгляде наиболее ярко выражен энергичный характер этого человека. Вместе с тем, в облике графа присутствует некоторая грубоватость и примитивность как выразительные качества его личности.
Бюст поступил в собрание Третьяковской галереи в 1925 г. из Государственного Исторического музея.