Врубель Михаил (1856-1910)
Гензель и Гретель
1896
Размер - 44 x 89
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш, акварель
Инвентарный номер - Р-877
Приобретено у Т.В.Гельцер (собрания В.Я.Хенкина, В.И.Москвина). 1964
Перед нами портрет артисток Татьяны Любатович и Надежды Забелы в ролях Гензеля и Гретель в одноименной опере Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель». Варианты портрета хранятся в Государственном Русском музее и в Государственном художественном музее Республики Беларусь. С этим портретом связана трогательная история из личной жизни Михаила Александровича, рассказанная в воспоминаниях его сестрой Анной: «В 1896 году наступает неожиданная перемена в жизни брата – он встречает свою мечту художника в лице тоже жрицы искусства певицы Надежды Ивановны Забелы, ставшей затем его спутницей жизни и вдохновительницей целого ряда произведений художника, служа ему неизменно натурой, которую он особенно ценил как таковую, между прочим, потому, как он говорил, что, позируя, «она умеет молчать». Свое уважение, преклонение перед ее талантом как певицы он выражал словами: «Другие певицы поют как птицы, а Надя поет как человек». Встреча этих двух влюбленных в искусство произошла при следующих обстоятельствах. Антреприза Московской Частной оперы С.И. Мамонтова гастролировала в Петербурге в театре Панаева. Декоратор ее – художник Коровин заболел, и брат был выписан из Москвы, чтобы заменить его… и здесь, на спектакле оперы Гумпердинка «Гензель и Грета» брат был очарован исполнением Н.И. Забелы роли Греты, и тут же, со всею горячностью, выразил свой восторг. Затем, с возвращением оперы в Москву, последовало быстрое сближение на почве искусства и личной, завершившаяся свадьбой 28 июля 1896 года в Швейцарии, где жила мать невесты ради больной младшей дочери». Надежда Ивановна поставила условием замужества ее удачный портрет в роли Гретель, сказав, что даст согласие художнику только в том случае, если портрет ей понравится.