Вырубов Петр Иванович (1729‒1801) – один из первых опекунов Московского императорского воспитательного дома. Служил в Измайловском полку, в чине капитан-поручика принимал участие в перевороте 1762 года. За поддержку в перевороте Екатерина II присвоила ему звание камер-юнкера и подарила «в вечное и потомственное владение» деревню в Пензенской губернии и 800 ревизских душ. Он построил удачную карьеру: дослужился до действительного тайного советника, камергера, сенатора.
От Академии художеств Рокотовым был получен заказ на исполнение портретов опекунов для Московского воспитательного дома. Дом был основан 1 сентября 1763 по указу Екатерины II и являлся государственным учреждением для воспитания детей-сирот. Рокотовым с помощью учеников были написаны три изображения:
И.Н. Тютчева (Государственная Тетьяковская Галерея), П.И. Вырубова и С.В. Гагарина (Государственный Русский Музей).
Портреты датированы на основании записи из журнала Опекунского совета от 22 ноября 1768: «Положили академику гд-ну Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста рублев выдать". Об участии учеников в создании портретов свидетельствуют неровность исполнения, довольно слабый рисунок, невысокая по качеству живопись отдельных фрагментов (одежды, рук, драпировок в фоне). Даже лица персонажей несколько различаются по манере, хотя пройдены самим художником.
Для изображения Вырубова Рокотов избирает тип поколенного парадного портрета. Опекун представлен в лиловом, бархатном кафтане сидящим в кресле. Художник увеличивает масштаб грузной фигуры Вырубова, как бы приближая ее к зрителю. Обращает на себя внимание неустойчивость позы опекуна, который левой рукой упирается в ручку своего кресла. Вместе с тем, в лице заказчика с тонкими чертами, высоким лбом и сжатыми губами угадывается образ умного, мыслящего человека. Внимательный взгляд Вырубова направлен прямо на зрителя. Образ активен и требует от зрителя той же активности восприятия, разгадывания индивидуальности изображенного.
Своеобразием произведения является сочетание внешних характерных особенностей
парадного портрета со стремлением к отображению внутренней жизни человека, что было свойственно
камерным интимным портретам художника.
Первоначально полотно украшало зал заседания Совета Воспитательного дома, с середины ХIХ века – портретную галерею. В 1917 был переведен в 1-й Пролетарский музей.