Владимир Маковский справедливо был признан современниками как «самый выдающийся и самый индивидуальный из наших жанристов». Картина «Мать и дочь» является исключением из творчества живописца, привыкшего создавать небольшие по формату жанровые произведения. Как выразился современник Александр Киселёв, в этой работе творчество художника, оставаясь «на реальной почве», возвышается до высокой поэзии, преобразуя обыденную сценку из крестьянской жизни в «прелестную, мелодичную пьесу».
В 1880–1890-х годах Владимир Маковский много путешествовал по России. Художник часто бывал в Малороссии, гостил у друзей в Орловской губернии, в результате в его творчестве появляется большое количество произведений с калейдоскопом самых разных жизненных эпизодов, человеческих судеб.
По воспоминаниям современников и пояснениям в каталогах передвижных выставок, работа «Мать и дочь» была навеяна словами народной украинской песни: «Еще солнце не заходило, что до меня той приходило, приходила моя матинька, приходила моя родная…». На картине изображена молодая девушка на встрече с матерью. «Она высказала уже свои сердечные жалобы и жаждет утешений, но слезные увещания старой мамы, видимо, не развеют ее горя», – писал об этом произведении Александр Киселёв. Наступает вечер, темнеет небо, на траве появляется роса, приземистые украинские хаты погружаются в воздушную дымку. Для Владимира Маковского необыкновенно привлекательны характерные особенности жителей Малороссии: декоративная красочность национальной одежды, местные традиции, фольклор. В то же время художник не останавливается на внешних особенностях персонажей: в картине «Мать и дочь» тонко передана связь человека и природы, наполненная высоким поэтическим чувством.
Представленная на 14-й выставке
ТПХВ в 1886 году, картина вызвала восторженные отзывы критиков и зрителей. В 1890–1900-е годы художник написал два близких варианта произведения. В журнале «Нива» 1895 года в статье художественного критика Фёдора Булгакова приводится другое название картины – «Ворожея». Так же называл это произведение в своих воспоминаниях гравер Иван Павлов, отмечая, что эта работа принадлежит к числу лучших произведений живописца.