Верещагин Василий (1842-1904)
Дети племени солонов
1869-1870
Размер - 37,5 x 27
Материал - холст на холсте
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1958
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1874
«Солоны – это монголы с примесью малайского элемента…», - писал Василий Верещагин в комментариях к этюдам в каталогах своих выставок. Солоны – одна из племенных групп в составе эвенков, расселенная по территории Китая. Слово «солон», по предположению Л.И. Шренка, произошло от тунгусского выражения «соло-ней» («верхние люди»). Сам народ в середине ХIХ века называл себя «выходцами из Великого Дайцынского государства» (Китая), граничащего с Российской Империей по реке Амур. Поселения солонов были, например, в Илийском крае, входящем в то время в Российский Туркестанский военный округ. Здесь в 1869 году в районе города Аккента (крупного поселения онгкор-солонов) их и запечатлел художник, путешествовавший в это время вдоль российско-китайской границы. Сохранилось несколько живописных этюдов и выразительных графических портретов солонов. Верещагин упоминал, что эта народность довольно воинственная и вполне образованная. Вероисповеданием солонов был согласно одним исследователям - буддизм, а по другой версии - шаманство. Это малочисленное уже в середине ХIХ века племя скрещивалось с этнически близкими себе калмыками и племенем сибо. «И солоны, и сибо, на целую ступень выше на лестнице иерархии китайских народов» - вспоминал живописец. В настоящее время солоны проживают в Китае в Синь-цзянь-Уйгурском автономном районе и районе Внутренняя Монголия, занимаясь преимущественно скотоводством.
Произведение «Дети племени солонов» входит в “Туркестанскую серию” работ художника. На этюде изображены два подростка-солона, разглядывающие стрекозу. Они стоят по пояс в траве на фоне степного пейзажа. На заднем плане едва виднеются горы. У мальчишек традиционная одежда и прическа, называемая «бянь»: выбритый лоб и длинная коса. Все мужское население военнообязанных солонов носило такую прическу, являвшуюся атрибутом воинов. Один из ребят изображен с обнаженным торсом, - очевидно, художнику важно было подчеркнуть, что коса – признак настоящего мужчины, а не наоборот, как у многих других народов. В задачу живописца входило отражение на холсте основных национальных отличий данной этнической группы. Художник не противоречит своему литературному описанию солонов, изображая их с круглыми лицами, плоским носом и полными губами. Современные этнографы часто упоминают, что рисунки, этюды и новеллы Верещагина значительно дополняют материалы, освещающие быт этой народности.