Николай Андреевич Андреев отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как автор ряда памятников в Москве, создатель галереи скульптурных и графических портретов представителей культуры и искусства, общественных и политических деятелей первой трети ХХ века. С 1892 по 1918 год он преподавал рисунок и скульптуру в Строгановском училище, где возглавлял керамическую мастерскую.
Скульптурная керамическая мастерская, созданная в 1897 году, была экспериментальным художественным отделением, выпускавшим исключительно авторские работы. Многие из них выполнялись с использованием новых технологических средств: полихромных эмалей, восстановительного обжига, нанесением кристаллической глазури и глазури с металлическим блеском. Интерес к освоению новых технологий, позволявших реализовывать самые разнообразные художественные замыслы, подтолкнул Андреева к продолжению эксперимента в области поливной и расписной керамики. Для этой цели он установил муфельную печь у себя в мастерской, в которой производил обжиг большинства своих керамических работ.
В 1900-х годах в Москве заметно вырос интерес к русской старине. Старорусские обычаи, жилища, одежда, утварь ‒ все это становилось предметом тщательного изучения. Андреев предпринял поездки по Тульской и Вятской губерниям, а также по местам расселения народности мордвы. Результатом поездок явилась большая тематическая коллекция народных костюмов, вышивок, головных уборов, альбомов с этнографическими зарисовками и фотографиями крестьянок в рабочей и праздничной одежде.
«Мордовка со скрещенными руками», наряду с такими работами, как
«Мордовка с двумя снопами»,
«Панька»,
«Мордовка с четырьмя снопами»,
«Девушка, закрывающая лицо от солнца», входит в серию статуэток, созданных на основе собранного во время поездок этнографического материала. Скульптор выбрал для фигуры девушки статичную, скованную, неподвижную позу с простым жестом рук, которая задает ощущение подчеркнутой торжественности. Презентуемый образ напоминает египетскую скульптуру не только характером головного убора, но и совокупным образно-стилевым решением. От фигуры веет первобытной покорностью. Пластический образ обычно подчеркивается и усиливается автором сдержанной, многоцветной окраской.
Обращение Андреева к серии декоративных композиций, в которых подробно воспроизводились все детали народного костюма, закономерно вплетается в важную тенденцию развития искусства начала ХХ века ‒ стремление к народному, специфически национальному и самобытному.