Верещагин Василий (1842-1904)
Угол в мавзолее Гур-Эмир
1869-1870
Размер - 41,4 x 28
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1911
Приобр. П.М.Третьяковым в 1874 у автора
Верещагин писал не только внешний архитектурный облик древнего мавзолея Гур-Эмир, но и интерьер уникального памятника династии Тимуридов. Почитание великого Амира Тимура было настолько глубоким, что многие правоверные мусульмане приходили поклониться его могиле, расположенной в центре под черно-зеленым нефритовым надгробием. Великолепие внутреннего убранства фамильной усыпальницы впечатляло обилием «коврового» декора, покрывающего все стены от пола до вершины купола. Орнаментальные многоцветные композиции, выполненные в технике майолики, глазури, терракоты, папье-маше, витража, а также резьбы по дереву и камню, играли эстетическую и символическую роли.
На этюде художника передана сцена моления двух верующих, погруженных в атмосферу тихой созерцательности и спокойного уединения. Однако большую часть картины занимает изображение фрагмента стены и ее богатого декоративного оформления. Именно пластика, цвет и фактура орнамента привлекли внимание Верещагина, который он выписывает с большой тщательностью. Нижний ярус над полом украшен геометрическим орнаментом «соты» из шестиугольников фисташковых и желтых оттенков. Верещагин фиксирует местами сохранившиеся вставки из тонкого перламутра и золота на узоре, обрамляющем ониксовую панель. Второй ярус представляет собой рельефный бордюр, над которым расположена изящная куфическая надпись – замечательный пример древней восточной эпиграфики. Выше изображена панель со звездчатым орнаментом, напоминающим гирих (перс. – узел). Художник достаточно схематично передал сложные переплетения этого геометрического узора, который наносился с математической точностью и был одной из форм выражения сакральных знаний в исламе. Преобладающий в декоре Гур-Эмира теплый золотистый тон объединяет все детали композиции, играет множеством оттенков, переливается в потоке солнечного света.