Маврина Татьяна (1900-1996)
Обнаженная со шляпой
1939
Размер - 32,3 x 30,6
Материал - бумага
Техника - акварель, белила
Инвентарный номер - РС-14812
Дар автора. 1996
Художница Татьяна Алексеевна Лебедева-Маврина прожила огромную жизнь – почти сто лет. Естественно, что ее стилистические ориентиры сильно менялись. В 1920-е она училась во Вхутемасе-Вхутеине. В 1929–1931 годах была членом группы «Тринадцать». С 1930 года использовала в качестве псевдонима девичью фамилию матери – Маврина.
К теме обнаженной натуры художница впервые обратилась в 1930-е годы, и была привержена ей довольно долго. В отличие от идеальных академических образов, Маврина показывала своих моделей в домашней, уютной обстановке. Ей нравилось «ловить» их в самые непосредственные моменты – за разговорами в бане, за чтением или просто отдыхающими.
В акварели «Обнаженная со шляпой» Маврина, скорее всего, изобразила свою подругу, актрису и художницу Ольгу Николаевну Гильдебранд-Арбенину. Некоторые детали, которые повторяются в ее многочисленных портретах, выполненных Мавриной и имеющих подпись с указанием имени модели, обнаруживают явное сходство с этой работой. Татьяна Алексеевна любуется телом своей модели и мастерски передает все оттенки кожи, румянец и общую пластику. Быстрота рисунка, гибкие линии и плавные цветовые переходы, которыми пользуется художница, созвучны ее любимым импрессионистам, в особенности Ренуару. «Все начинает складываться из мазков цвета. И красный, синий, желтый уже не красный, синий, желтый, а еще какие-то цвета плюс к ним, дающие жизнь и воздух», – писала художница. Эффект, о котором говорит Маврина, усиливается в этой акварели благодаря присутствию участков незакрашенной бумаги. Временами кажется, что пространство и фигура практически сливаются воедино. Это позволяет художнице передать впечатление от созерцания абсолютно реальной натурщицы и одновременно создать более обобщенный образ вечной женственности. Удивительно, что, изображая свою модель практически полностью обнаженной, Мавриной удается сохранить и некую сокровенность. А шляпа на первом плане лишь подчеркивает определенную дистанцию между моделью и зрителем.