Маврина Татьяна (1900-1996)
Суздаль. Орион
1968
Размер - 40 x 54
Материал - бумага
Техника - акварель, серебряная краска, темпера
Инвентарный номер - РС-14516
Приобретено у автора. 1989
Татьяна Алексеевна Лебедева-Маврина прожила огромную жизнь – почти сто лет. Естественно, что стилистические ориентиры ее творчества сильно менялись. В 1920-е она училась во Вхутемасе-Вхутеине. В 1929–1931 годах была членом группы «Тринадцать». С 1930 года использовала в качестве псевдонима девичью фамилию матери – Маврина.
В начале 1940-х годов Маврина обратилась к новому мотиву – сложному архитектурному пейзажу, за которым последовало изменение метода работы – не с натуры, а частично по памяти, частично следуя быстрым зарисовкам. Первыми стали изображения древних памятников Загорска (Сергиева Посада) и Москвы. В послевоенные десятилетия появились серии рисунков, акварелей и гуашей, посвященные Суздалю и Звенигороду, Ростову Великому и Вологде, Дмитрову и Касимову, Угличу и Борисоглебску.
В послевоенные годы изменяется и ее живописная манера: она становится более плотной, открытой и яркой, близкой древнерусскому и народному искусству. В своих путешествиях по старым русским городам художница находит нечто подобное сказке и ее удивительным персонажам. Именно иллюстрированием сказок занималась она в это время с большим увлечением, и именно это занятие принесло ей наибольший успех. И каким же сказочным может выглядеть нежно любимый ею Суздаль, где, как известно, чуть ли не больше исторических памятников, чем жилых домов.
Маврина усиливает сказочность древнего города, изображая его зимней ночью, когда снежный покров и ярчайшие звезды созвездия Орион становятся словно бы частью его архитектурного облика. Созерцание звездного неба всегда доставляло Мавриной необыкновенную радость, и звезды все чаще становились персонажами ее работ. Особо выделяла она Орион и Большую Медведицу: «Выйдешь вечером, даже над нашими московскими домами – увидишь Орион, если небо ясное, и его время пришло – радость! Можно загадать желание. Увидишь Большую Медведицу – еще одна радость». Движущийся автобус на первом плане вроде бы должен, по мысли художницы, привязать всю эту образность к современной жизни. Однако уподобление его освещенных окон звездам, как бы сошедшим на землю, вовлекают и его в создаваемый Мавриной сказочный звездный круговорот на небе и на земле.