На Никольской (Спас на Никольском крестце)
Патрон шедевра
Маврина Татьяна (1900-1996)
На Никольской (Спас на Никольском крестце)
1942
Размер - 28,8 x 20,3
Материал - бумага серая
Техника - акварель, белила, фиолетовые чернила, перо, восковая пастель
Инвентарный номер - РС-15059
Дар автора. 1996
Во время военного лихолетья Маврина нашла для себя совершенно неожиданный способ внести вклад в дело победы над врагом. В 1942 году, вернувшись в Москву из Загорска, куда она с мужем и матерью уезжала на время наступления немцев осенью 1941-го, художница начала большой графический цикл, посвященный московской старине. До войны она часто писала и рисовала столицу, но на старые московские строения – будь то церкви или гражданские сооружения – почти не обращала внимания. Архитектура Загорска в 1941 году пробудила в ней интерес к московским древностям, но возникла тревога, что вся эта красота может быть разрушена до основания. «В войну, проехав раз по Сретенке на автобусе, – вспоминала она, – увидала за домами собор XVII века – такой же, как в книжках Грабаря. Я увидала всю его вековую красоту. И она может погибнуть от бомбежек! Надо зарисовать, пока стоит целая. Буду рисовать всё, что осталось от „Сорока-сороков“ – пока не погибло. Я ходила по Москве – из улицы в улицу, по всем переулкам, площадям: рисовала незаметно, иногда в кармане пальто, иногда заходя в чужие подъезды; запоминала, чтобы дома уже написать красками на небольших листиках серо-голубой бумаги, на которой хорошо ложилась акварель и гуашь. Хорошо, что ее было вдосталь».
Маврина без устали рисует, а затем оживляет акварелью и пастельными мелками церкви, монастыри, старинные здания. Тонкая обводка тушью, пером, кроме простой фиксации архитектурной формы словно бы имеет цель подчеркнуть хрупкость этой формы в условиях военного времени, а от нарядной текучей акварели в душе пробуждается, несмотря ни на что, радость и надежда на то, что это чудо может быть сохранено. Почти на каждом рисунке имеются пояснительные надписи и точная дата.
Церковь Всемилостивейшего Спаса, или Спаса Нерукотворного, что в Заиконоспасском монастыре, находилась на крестце, то есть на перекрестке Никольской улицы. Характерно, что Маврина редко употребляет новые названия московских топонимов – находящаяся неподалеку от Кремля Никольская улица в 1935 году была переименована в улицу Двадцать пятого октября в честь даты (по старому стилю) Октябрьской революции. Прежнее название вернули улице лишь в 1999 году. В годы советской власти печальная участь постигла как Заиконоспасский монастырь, так и церковь Спаса на Никольском крестце. Монастырь был упразднен, но не снесен, и в нем были устроены коммуналки. Спасская церковь была закрыта в 1929-м, и в рисунке Мавриной 1942 года она изображена без креста, с облупившейся краской на фасаде, окруженная какими-то случайными постройками. Прозрачные цвета зимнего времени придают облику этого поруганного строения нечто трогательное и печальное.