Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
Портрет В.Е. Новосильцовой
1780
Размер - 73,2 x 59,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5638
Поступило из собрания Ю.А.Новосильцова. 1917
Данное произведение относится к камерному типу портрета, который отличают небольшие размеры и поясной срез. На холсте изображена молодая красивая женщина в белом пеньюаре с широкими рукавами. Чуть прищуренные глаза смотрят иронически-проницательно. Высокая прическа с падающими на плечи локонами создает пышное обрамление ее ярко освещенному лицу. Фигура модели “включена” в овал, форма которого ритмично повторяет изгибы локонов прически, линию шеи и покатых плеч модели. Наряд отделан кружевом и украшен голубым бантом на груди. В портрете воплощены особенности рокайльного стиля: стремление к камерной трактовке образа, прихотливый ритм силуэта и деталей, нежный хрупкий колорит, построенный на сочетании серебристо-серых тонов.
Варвара Ермолаевна Новосильцова (1760–1815) была дочерью статского советника, члена Придворной конторы Е.В. Тишина. Выпускница Смольного института первого выпуска 1776 года. По окончании института Варвара Ермолаевна получила малую серебряную медаль. В 1779 году она вышла замуж за генерал-майора и бригадира В.А. Новосильцова, племянника губернатора Москвы П.Д. Еропкина. О дате создания портрета и возрасте модели свидетельствует надпись на обороте: «Портретъ писанъ рокатавимъ въ Москве 1780 году сентебря 23 дня а мне отъ рожденiе 20 летъ шесть месицовъ и 23 дны». Став матерью троих детей, Новосильцова умерла еще не очень старой женщиной. В Москве она жила в Мерзляковском переулке, а похоронена в Покровском соборе Новоспасского монастыря. В этом же монастыре был похоронен и Рокотов.
В образе молодой женщины есть и холодная насмешливость, и затаенная грусть, и самоуверенность, и внимание к окружающему, но главным является глубина и сложность внутренней жизни изображенной. Рокотов дал образ женщины, способной к самостоятельному суждению о мире и людях.
Портрет происходит из собрания Ю.А. Новосильцова, потомка изображенной, владельца имения Кочемирово Тамбовской губернии. Произведение является одним из самых блестящих по живописи и трактовке образа.