Андреев Николай (1873-1932)
Мордовка с двумя снопами
1913-1914
Размер - 56 x 26 x 21
Материал - гипс
Техника - роспись полихромная
Инвентарный номер - Инв.18508
Поступило из мастерской скульптора. 1934
Николай Андреевич Андреев отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как автор ряда памятников в Москве, создатель галереи скульптурных и графических портретов представителей культуры и искусства, общественных и политических деятелей первой трети ХХ века. С 1892 по 1918 год он преподавал рисунок и скульптуру в Строгановском училище, где возглавлял керамическую мастерскую.
Скульптурная керамическая мастерская, созданная в 1897 году, была экспериментальным художественным отделением, выпускавшим исключительно авторские работы. Многие из них выполнялись с использованием новых технологических средств: полихромных эмалей, восстановительного обжига, нанесением кристаллической глазури и глазури с металлическим блеском. Интерес к освоению новых технологий, позволявших реализовывать самые разнообразные художественные замыслы, подтолкнул Андреева к продолжению эксперимента в области поливной и расписной керамики. Для этой цели он установил муфельную печь у себя в мастерской, в которой производил обжиг большинства своих работ в керамике.
В 1900-х годах в Москве заметно вырос интерес к русской старине. Старорусские обычаи, жилища, одежда, утварь ‒ все это становилось предметом тщательного изучения. Андреев предпринял поездки по Тульской и Вятской губерниям, а также по местам расселения народности мордвы. Результатом поездок явилась большая тематическая коллекция народных костюмов, вышивок, головных уборов, альбомов с этнографическими зарисовками и фотографиями крестьянок в рабочей и праздничной одежде. Все собранные во время поездок материалы стали основой для работы над серией статуэток.
Андреев не показывал эти произведения на выставках. Они создавались в процессе поиска пластического воплощения натурных наблюдений и зарисовок. Андреев настойчиво подбирал композиционные, цветовые и фактурные решения для произведений на похожие сюжеты. Статуэтки «Мордовка с двумя снопами» и «Мордовка с четырьмя снопами» изображают крестьянок в разных вариантах национальных костюмов. Симметрично расположенные снопы, которые перетаскивают работницы, придают композиции статичное равновесие, рождающее ощущение спокойного, неторопливого, размеренного действия.
Обращение Андреева к серии декоративных композиций, в которых подробно воспроизводились все детали народного костюма, закономерно вплетается в важную тенденцию развития искусства начала ХХ века ‒ стремлению к народному, глубоко национальному и самобытному.