Христос в Гефсиманском саду
Патрон шедевра
Перов Василий (1833-1882)
Христос в Гефсиманском саду
1878
Размер - 157 x 244,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.398
Приобретено П.М. Третьяковым у А.Г. Криденера. 1883
На посмертной выставке Перова 1882 года среди многих произведений совершенно особенным образом воспринималась картина «Моление о чаше», явно «выпадающая» из стройного и знакомого ряда экспонатов. Позднее творчество Перова, сопряженное с духовно-нравственными поисками, наполнено внутренним напряжением, энергией душевной боли, помноженной на физические страдания. Обращаясь к одной из самых драматических страниц в Евангелии, Перов предлагает свою трактовку сюжета, основанную на личностном переосмыслении многовековой истории христианства.
Молитва Христа в Гефсиманском саду описана в Евангелиях от Марка (14:33-42), Матфея (26:36-46) и Луки (22:39-46), каждое из которых добавляет новые подробности, а в Евангелии от Иоанна упоминается одной строкой: «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» (Ин.18:1). Это было уединенное место, где Христос часто собирался со своими учениками. Перов изображает Гефсиманский сад в виде мощных стволов оливковых деревьев, напоминающих стражников, стойко оберегающих молящегося Христа, а цветущие вокруг кактусы помогают надежно защитить от неуместных вмешательств. На дальнем плане виден Иерусалим, где еще недавно жители встречали Иисуса возгласами «Осанна» и расстилали перед ним пальмовые ветви.
Художественной доминантой в картине является образ Христа, одинокого и всеми оставленного, готового предаться воле Отца небесного. Увеличенная в масштабе фигура Иисуса в позе полного молитвенного изнеможения наглядно иллюстрирует ключевые слова евангельской главы: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:36). Испытывая всепрощающую любовь к этому миру, Христос даже в смертельном страхе не отрекается испить до дна горькую чашу страданий.
Художник не в силах мысленно представить выражение лица Христа, и он предпочитает написать его, распростертым на земле, лицом вниз. Холодный лунный свет проникает сквозь оливковые ветви, потоком льется на Иисуса, всем телом припавшего к земле, а душою возносящегося к небу. Синевато-лиловый цвет хитона, малахитовая зелень, иссине черные тени сбалансированы в едином колористическом решении ноктюрна. Благодаря преобладанию темных, густых и плотных тонов ощущается разлитая в воздухе тревога, напряженность, предчувствие трагедии грядущих событий. «Гефсимания» Перова полна одновременно скорби, печали, покорности, величия и кротости. Очевидно, какой тернистый путь богоискательства прошел художник, начиная от времени создания антиклерикальной картины «Сельский крестный ход на Пасхе» до темы Гефсиманского моления.