Борисов-Мусатов приехал в Тарусу весной 1905 года по приглашению искусствоведа И.В. Цветаева и поселился вместе с семьей на снимаемой Цветаевым даче "Песочная". Тарусский период был очень плодотворным в творчестве художника.
Среди последних работ Мусатова – три пейзажа, написанных в сентябре - октябре 1905 года с панорамой Оки, открывающейся с верхней террасы дачного дома («Балкон осенью», «Осень»,
«Куст орешника»). Все чувства художника обострены, он наедине с природой, и чистая ее красота находит в его пейзажах такое же чистое, предельно искреннее воплощение. Эти пейзажи составляют своеобразный цикл, формально их объединяют общий мотив и в буквальном смысле – «единая точка зрения», при этом каждое из произведений дает новое, принципиально иное звучание темы, ее вариации.
Композиция пастели «Осень» чрезвычайно проста. Художник смотрит с высокого берега Оки на желтые кроны берез, образующих справа и слева кулисы. В воде отражается холодное бледно-серое небо. Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. Четкие горизонтали берега контрастируют с мягкими плавными линиями опущенных, как бы усталых ветвей, создавая удивительный декоративный эффект. Замыкает композицию, придавая ей законченность, треугольник журавлиной стаи, черная цепочка, как бы прочерченная пером. «Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов. Уже давно я слышал крик журавлей. Они пролетели куда-то на юг, бесконечными рядами в виде треугольников. Крик их наполнил эти леса мелодией грусти старинной, которую я когда-то знал», – пишет он А.Н. Бенуа.