Василий Верещагин совершил два путешествия по Туркестанскому краю – в 1867–1868 и 1869–1870 годах. Художник создал большое количество рисунков и этюдов с натуры, составил подробные путевые дневники, собрал коллекции прикладного искусства.
Одними из первых персонажей картин Верещагина во время туркестанских походов стали дервиши. В своих воспоминаниях он называл их «дуванами». Это были нищие странствующие аскеты различных суфийских орденов. Они имели большое влияние на местное население. Художник не углублялся в философско-религиозное содержание верований, которое во многом определяло особый образ жизни дервишей, он прежде всего спешил запечатлеть их необычный внешний облик. Многочисленные этюды Верещагина стали уникальным источником для изучения культуры и быта населения Центральной Азии.
Образы трех странников написаны яркими сочными красками, колорит напоминает узор восточного ковра. Дервиши погрузились в молитву, низко надвинув шапки на глаза и отвернувшись от посторонних взглядов.
С особой тщательностью Верещагин передал одежду дервишей: лоскутный распашной халат хирка, вышитую конусообразную шапочку с меховой оторочкой кулох, разноцветный пояс с орнаментом камар, длинный белый шарф тайласан. Дервиши часто штопали ветхую одежду, не снимая ее, пришивали лоскутки ткани и читали при этом суры. Поэтому посвященные знали: чем больше заплаток на халате, тем больше прочитано молитв. Художник настолько иллюзианистично передал детали лоскутных халатов, что можно рассмотреть разные ткани, включая ситцы иваново-вознесенских мануфактур XIX века.