Рисунок высоко ценился
передвижниками не только как необходимый подготовительный элемент живописи, но и как самостоятельная область творчества. Владимир Маковский часто рисовал с натуры, зарисовывал встреченные им лица, образы-типы городской среды. Художник искал героев своих произведений в ночлежных домах, на улицах, на бульварах. Он посещал богадельни, рынки, трактиры, трущобы Москвы. Персонажи и изображенные сценки в картинах Маковского словно выхваченные из жизни.
Художник много работал в технике акварели. В работе «Получение пенсии» мастер изображает представителей разных сословий, получающих деньги в банке. Здесь запечатлены и пожилая супружеская пара, и мать с дочкой, и молодой военный, и отставной генерал. Живописец выразительно группирует «игровые» пары в созвучии с архитектурной средой.
Приступая к самой картине (1876, Нижегородский государственный художественный музей), мастер внес существенные изменения в ее замысел, заменив всех героев эскиза. В центре картины расположена гордая генеральша с услужливым лакеем, подьячий пересчитывает деньги, а в левом углу на скамейке сидят бабушка с внучкой.
Повествовательность – особый прием решения сюжета произведений Владимира Маковского. Изучая жизнь «маленького человека», художник давал психологию характеров живописным методом. О Маковском писал современник Николай Александров: «Это рассказчик нашего домашнего быта, рассказчик умелый, наблюдательный, с неподдельным юмором, тонко чувствующий, тонко понимающий окружающее».