Андреев Николай (1873-1932)
Портрет В.И. Ленина
1925-1929
Размер - 40 x 31 x 27,5
Материал - бронза
Инвентарный номер - СКС-209
Поступило из бронзолитейных мастерских, Москва. 1959
В основу произведений Николая Андреевича Андреева, посвященных изображению В.И.Ленина, легли рисунки, сделанные художником во время выступления Ленина в Большом театре, на заседаниях ВЦИК и Коминтерна. Оптимальные условия для портретных зарисовок и скульптурных этюдов из пластилина он получил во время работы непосредственно в Кремлевском кабинете Ленина в мае 1920 года. На основе собранного материала и удержанных в памяти впечатлений Н.Андреев выполняет небольшие полуфигурные композиции, изображающие Ленина за за работой.
После смерти Ленина в 1924 году была создана комиссия, перед которой стояла задача увековечить память о вожде революции. Заказ на выполнение его скульптурного портрета для зала заседаний Совнаркома было решено поручить Н.Андрееву. Его исполнение должно было производится под контролем специально созданной комиссии. Непременным и главным условием выполнения этой задачи становится наличие документального сходства. Скульптору были предоставлены фотоматериалы, от правления Совкино выданы необходимые для работы киноленты.
Работа над сохранением облика Ленина стала прямым продолжением того, что было найдено в полуфигурных сюжетных композициях «Ленин за работой», «Ленин с часами на столе», «Ленин на заседании Совнаркома», выполненных в начале 1920-х годов. Первоначально были созданы небольшие композиции в половину натуры. При переходе от эскизов к скульптуре в масштабе предполагаемого памятника Н.Андреев сохраняет все тот же принцип поисков решения образа. Он создает более двадцати отдельных съемных портретных голов, чтобы в процессе работы иметь возможность вносить необходимые изменения. Готовую гипсовую форму скульптор пролепливал пластилином или воском, делал новый гипсовый отлив и подвергал его дальнейшим изменениям. Так возникает большое количество вариантов мимики, в каждом из которых выражение лица Ленина принимает новый оттенок. Одновременно во всех композициях сохраняется все та же лукавая улыбка, прячущаяся в углах губ, тот же прищур глаз, то же движение бровей. Художник не повторял пассивно то, что было найдено в набросках с натуры. В скульптуре характерное движение, поворот головы, мимика Ленина, зафиксированные в многочисленных контурных зарисовках карандашом, приобрели пластическую полновесную форму, создающую богатство аспектов восприятия. Созданные в процессе работы гипсовые экземпляры портретных голов впоследствии были отлиты в бронзе и установлены на постаменты. Вся Лениниана Андреева — это единая линия поисков скульптора, истоки которой были заложены в углубленной работе с натуры, которую сам мастер определил как «багаж живых наблюдений».
Сохранились изображения В.И. Ленина, сделанные многими художниками. Среди них есть достаточно известные, такие как И.И. Бродский, Г.С. Верейский, Ф.А. Малявин, Л.О. Пастернак, Н.И. Альтман. Однако «Лениниана» Андреева резко выделяется и своим объемом, и своей конкретной направленностью. Она насчитывает более двухсот рисунков и около ста скульптурных произведений. Процесс ее создания раскрывает интересную, сложную картину творческих поисков скульптора, которые приобрели характер углубленных исследований и многоаспектных модификаций образа.