На протяжении 1870-х годов Владимир Маковский работал над многочисленными зарисовками, этюдами и эскизами к картине «Толкучий рынок в Москве» — одной из самых больших в его художественном наследии. На картине запечатлена оживленная городская толпа у Китайгородской стены на Старой площади между Ильинскими и Никольскими воротами. Это знаменитый толкучий рынок, который, по выражению писателя и публициста Владимира Гиляровского, в восьмидесятые годы XIX века «был еще в полном блеске своего безобразия».
В Третьяковской галерее хранятся четыре этюда к картине Владимира Маковского:
«Обед» (1875),
«В полдень» (1879), «Продавец кваса» (1879),
«Шарманщик» (1879). В этих работах, каждую из которых можно рассматривать как самостоятельное произведение, художник сосредоточился на изображении выразительных черт московских обывателей. Как выразился современник художника Фёдор Булгаков, Маковский создал целый «ряд типов мелких торговцев, разносчиков, завсегдатаев толкучки».
Этюд «Продавец кваса» представляет собой характерную сценку у Никольских ворот на фоне храма Владимирской Божией Матери. Церковь была построена в стиле московского барокко в 1691 – 1694 годах и разрушена в 1934 году.
Колоритные завсегдатаи толкучки метко запечатлены художником. Квасник, обращенный спиной к зрителю, уверенно разливает любимый москвичами напиток. Его окружили мастеровые, они с удовольствием пьют квас на улице. Лицо молодого сапожника выражает нетерпеливое ожидание. Он весь во внимании. Маковский черпал сюжеты произведений из городской повседневной жизни. Он часто посещал трущобы, рынки и захолустья Москвы.
При включении этюда в картину «Толкучий рынок в Москве» художник изменил фон. Если на этюде «Продавец кваса» персонажи запечатлены на фоне церкви, то на дальнем плане картины «Толкучий рынок в Москве» видна городская улица.
Картина «Толкучий рынок в Москве» была представлена на 8-ой выставке
ТПХВ в 1880 году и на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Произведение привлекло особое внимание отечественной и зарубежной прессы.