Коллаж Борисова
Патрон шедевра
Макаревич Игорь (род. 1943)
Коллаж Борисова
1998
Размер - 50 x 60
Материал - бумага, фотобумага, цветная бумага
Техника - типографская печать, черно-белая фотопечать, цветная тушь, коллаж, листья дерева, ч/б фотопечать
Инвентарный номер - НТ О-457
Приобретено у автора в 2014
Тема «странных людей» стала одной из ключевых для московского концептуализма: открытая альбомным циклом «10 персонажей» И. Кабакова, она продолжилась в творчестве многих его коллег по концептуальному цеху, получив яркое развитие в работах Игоря Макаревича, сделавшего художественную мистификацию одним из главных приемов своей практики.
Выглядящий историческим артефактом неопределенно далекой эпохи, коллаж является частью сложносоставного проекта «Homo Lignum» («Человек деревянный»), над которым автор работал в период с 1996 по 2002 год, постоянно дополняя его новыми произведениями и обновляя комбинации уже знакомых. Главным предметом исследования проекта является биография созданного фантазией художника персонажа – Николая Ивановича Борисова, детально рассказанная в написанном Макаревичем «Дневнике Борисова». Детали биографии приобретают особую осязаемость благодаря «документам», берущим на себя роль свидетелей событий из жизни Борисова. Фотографии ручной печати, пожелтевшие страницы рукописей и выполненные в эстетике театральной бутафории объекты придают проекту достоверность, зачастую граничащую с полным неразличением художественной мистификации и реальности.
В центре коллажа помещена рукопись дневника Николая Борисова, выполненная на чертеже кухонного шкафчика (герой работал сторожем на мебельной фабрике). Интонация первой же записи выдает в нем человека меланхолического склада, замкнутого и одинокого: «14.10.1957 года. Сегодня у меня юбилей. Тридцатник стукнул. Вот она, жизнь человеческая. Никому не нужная. Сижу один. А зачем все это?» Из дневника мы узнаем и то, что Борисову важно оставить о себе память для потомков, поэтому он покупает фотокамеру и сооружает импровизированную фотостудию в лесу. Несмотря на то что герой хочет запечатлеть себя для истории, он скрывает свое лицо под маской, напоминающей Буратино. Это объясняется тем, что Борисов был одержим идеей единения со всем «древесным», впоследствии трансформирующейся в убежденность, что он сам «сделан весь из одного дерева». Поклонение деревьям стало для Борисова религией, а маска служила ему средством концентрации во время молитвы. Справа от листа рукописи помещена фотография с изображением фрагмента коры дерева. Борисов собрал целую коллекцию подобных снимков, которые, наряду с зарисовками, должны были помочь ему зафиксировать приметы особенно полюбившихся экземпляров. Впрочем, получаемые фотоизображения часто разочаровывали героя. «А все потому, что негатив отдавать все не хочет. Может, там соглашение какое существует... Недаром у меня в голове все крутится: “Тайная жизнь деревьев”».