Инсталляция «Передвижная галерея русских художников» – ранняя работа одного из самых значимых представителей круга московских концептуалистов, Игоря Макаревича. Сквозной темой его творчества стало изучение мифологии советской культуры, для чего автор привлекает самые разные источники: от исторического анекдота до каталога забытой выставки. Во многих проектах будет появляться персонаж, с помощью которого автор рассказывает историю. Здесь же таким персонажем выступает сам художник. Он – дотошный коллекционер или архивист, собирающий документы, связанные с объектом исследования. Одновременно он играет роль музейного работника, выстраивающего инсталляцию как законченную экспозицию, дополненную сопроводительными текстами и вспомогательным визуальным рядом. Само название инсталляции напрямую указывает на ее «назначение»: это – мобильный вариант экспозиции, репрезентующей современное русское искусство. Однако вместо произведений художников зрителю на этой «выставке» представлены гипсовые слепки с отпечатками пальцев, каждый из которых подписан именем художника – участника альтернативной арт-сцены, всего двадцать имен. Коробку с отпечатками сопровождает пояснительная табличка с надписью: «Идентификация папиллярных линий на дактилоскопических отпечатках ряда русских художников позволяет широкому кругу зрителей глубже осознать индивидуальность их творчества», а также щит, на котором представлены увеличенные снимки отпечатков пальцев.
Зрителю наглядно демонстрируется, что известный художник буквально «руку приложил», как будто опровергая устойчивое мнение, что в современном искусстве уникальность авторского языка невозможна. Несмотря на то что в инсталляции автором заявлена художественная проблема – определение индивидуального стиля мастера, – он выбирает метод из практики криминалистов. Естественным результатом становится невозможность воспользоваться этим материалом и считать заявленную информацию. Зрителю оставляют лишь шанс принять условия игры и остаться под обаянием авторского замысла.