Купреянов Николай (1894-1933)
Пути
1926
Размер - 49,6 x 72,8
Материал - бумага
Техника - тушь, кисть
Инвентарный номер - Инв.15444
Поступило от «Всекохудожника». 1934
В наследии художника-графика Николая Купреянова наиболее известны такие графические циклы, как «Вечера в Селище», «Стада», посвященные камерным сюжетам семейного и деревенского быта. Однако, согласно требованиям времени, он обращался и к теме индустриального строительства. В 1925 году Купреянов вступил в Общество станковистов (ОСТ), декларировавшее обновленную форму реалистического искусства, основанную на необходимости сохранения формальных приемов художественного языка. Остовцы заявляли: «Считая, что только искусство высокого качества может себе ставить такие задачи, необходимо в условиях современного развития искусства выдвинуть основные линии, по которым должна идти работа». Главными сюжетами объединения стали индустриализация, спорт и городская жизнь.
В 1925–1928 годах Купреянов создает графические серии «Завод» и «Железнодорожные пути». В цикле больших листов «Железнодорожные пути» он следует художественным установкам ОСТа ‒ острые необычные ракурсы, динамичная композиция со смещенным центром отсылают к языку экспрессионизма. Вместе с тем Купреянов привносит в жанр индустриального пейзажа свойственный его графике тонкий лиризм. Мягкая штриховка тушью и сухой кистью тонально создают эффект акварельной размытости, прозрачности световоздушной среды.
В 1927 году два цикла Купреянова на производственную тему: «Завод» и «Железнодорожные пути», были отмечены первой премией на юбилейной выставке «10 лет Октября». С выставки несколько листов из железнодорожной и заводской серий были закуплены в фонды Государственной Третьяковской галереи.
Эти циклы стали первым масштабным обращением Николая Купреянова к производственной тематике. В дальнейшем, в ходе творческих командировок на Каспийское море в 1929–1932 годах, тема труда и индустриализации нашла отражение в его акварельных сериях, посвященных рыболовным и нефтяным промыслам.