Корин Павел (1892-1967)
Сполохи. Эскиз триптиха. Правая часть. Уходящая рать с княжеским стягом
1966
Размер - 27 x 25
Материал - бумага
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1461/3
Поступило от Всесоюзного производственно-художественного комбината. 1978
В 1942-43 годах Павел Корин работал над триптихом «Александр Невский». Одним из вариантов правой части была композиция «Сполохи» с изображением убитого или раненого князя, которого уносят с поля боя. Однако такой сюжет художник счел излишне трагическим для общего замысла своего произведения и заменил его. «Сполохи» же стали центральной частью другого триптиха, работу над которым П.Д. Корин фактически начал в 1966 году.
Сюжет триптиха повествует о драматичном периоде русской истории начала XIII века, когда, как запишет П.Д. Корин под эскизом, «орды татаро­-монгол начали Русь топтать». Все три части объединены общим пейзажным фоном, что дает единое время и место действия всех трех частей, а также общим динамическим строем. Фактически, на триптихе изображено одно событие, разделенное на три картины.
В левой части эскиза изображен воин, жертвующий своей жизнью, чтобы задержать врага. Пояснение П.Д. Корина под этой частью триптиха гласит: «Примет бой, он погибнет, но даст отойти».
На центральной части изображена группа воинов, несущих на плечах тело князя. У самого П.Д. Корина в эскизах присутствуют названия и «убитый князь», и «раненый». Вероятно, это происходит из-за того, что в основу образа легли летописные предания о Данииле Галицком, который был тяжело ранен во время битвы, но заметил это только вырвавшись из вражеского окружения, и о сподвижнике Александра Невского – Ратмире, героически погибшем в неравном бою.
«Уходящая рать с княжеским стягом» - правая часть триптиха. Изображенное на ней отступающее войско занимает лишь небольшую часть композиции. Основное же место в ней отдано знамени с ликом Спасителя. «Потомки, склоните головы…» подписывает этот эскиз художник.
П.Д. Корин начал работу над «Сполохами» примерно за год до своей смерти и успел написать лишь центральную часть. Части боковые остались только на эскизе. Слияние героического и трагического начал, темы жертвенности и гибели за свои идеалы, появившиеся в творчестве Корина еще в работе над «Реквиемом», снова возникли спустя три десятилетия в «Сполохах». Но, так же как и в «Реквиеме», П.Д. Корин показывает и надежду на спасение и пишет на эскизе «Россия! Живи вечно в великой семье человечества, неси идеалы высокие».