Жители западного Тибета
Патрон шедевра
Верещагин Василий (1842-1904)
Жители западного Тибета
1875
Размер - 28 x 18,6
Материал - холст, наклеенный на холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2056
Приобретено П.М. Третьяковым. 1880
В июле 1875 путешествующие по Индии (1874-1876) Верещагин с супругой продвигались со стороны Ладакха к границе Тибета: «К Тибету я подъезжал с двух сторон: со стороны Сиккима… и со стороны Ладакха, от соленых озер которого лежит путь прямо в сердце Тибета. Местности Тибета неодинаковы: очень высокие хребты, с глубокими, крутыми, едва пропускающими горные потоки долинами - с юго-восточной части, т. е. со стороны Сиккима, и широкие равнины с пастбищами - со стороны Ладакха…», - вспоминал Верещагин. С территории, богатой соляными озерами, караваны вывозили в основном соль. Соль на местном наречии — “ладакхи”, отсюда и название местности Ладакх.
Очевидно, этюд написан недалеко от озера Бангонг Цо близ станции Пенгонг, где останавливались караваны, движущиеся в долину Чанченгмо (современное название Чангтан) и по горным перевалам в Туркестан. Погонщиками здесь работали местные жители. По словам этнографов, этюд изображает мужчину и женщину народности чангпа. Представители племени были скотоводами и кочевниками, разводили в основном яков, лошадей и коз. В руках мужчины, погонщика скота, изображен колокольчик, который тибетцы вешали животному на шею. Яки в горах очень ценились: они давали жирное молоко, а также использовались в качестве вьючного скота. Верещагин писал: «В местах самых узких, обрывистых или осыпающихся из-под ног, по самым головокружительным высотам, на которых неосторожный шаг грозит смертью, як идет твердою верною поступью, и я не слышал, чтобы он оступился или был причиною потери жизни или груза..».
Тибетцы одеты традиционно: в длинный халат с воротом-стойкой, поверх которого накинуты выделанные звериные шкуры. Они могли служить ложем или одеялом на привале в горах. Волосы мужчины заплетены в длинную косу, а растрепанные мелкие косички женщины украшены зелеными полудрагоценными камнями. По воспоминаниям художника, дамы часто не причесывались целыми месяцами и выглядели довольно неопрятно, поскольку эта работа требовала времени и определенных усилий. Но это не мешало «женскому полу украшать свои головы камешками, особенно бирюзой янтарем…». Художника поразило, что у тибетских девушек традиционно было по нескольку мужей, чтобы последние могли прокормить семью. При этом родные братья часто были женаты на одной женщине, а права их распределялись по старшинству.