Главный храм монастыря Тассидинг. Сикким
Патрон шедевра
Верещагин Василий (1842-1904)
Главный храм монастыря Тассидинг. Сикким
1875
Размер - 29,5 x 40,5
Материал - холст, наклеенный на холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2045
Приобретено П.М. Третьяковым. 1880
Путешествуя по Индии (1874 - 1876) Василий Верещагин посетил горное княжество Сикким в Гималаях. В январе 1875 года, спустившись из монастыря Пемаянгце (Пемиончи), где живописец с супругой присутствовали на «празднике снеговых гор», они переехали в буддийский монастырь Ташидинг (Тассидинг) – один из самых древних и известных в этой области. Обитель располагалась на горе Канчинга немного ниже остальных, на высоте около 1800 метров над уровнем моря. Поблизости протекал ручей, образованный бьющими из склона ключами. Здесь монахи установили водяные молитвенные мельницы. По воспоминаниям путешественников, шум подземных источников был хорошо слышен в монастыре, мистически связанном, согласно буддийским поверьям, с водной стихией. Раз в год множество паломников-буддистов стекалось в Ташидинг на праздник «ежегодного вскрытия чудодейственной воды». В этот день монахи раскрывали сосуд с жидкостью, опечатанный годом ранее, и проверяли ее уровень: если воды стало меньше, наступающий год обещал быть неудачным; если вода осталась на том же уровне – год должен был стать благоприятным и плодородным. Верещагины застали в Ташидинге лишь начало празднования. Внимание художника привлекли буддийские храмы, имеющие необычную трапециевидную форму стен – более широких у основания и сужающихся к крыше. Монастырский комплекс состоял из трех построек: главного храма, святилища бога войны и здания, принадлежащего близлежащему монастырю Пемаянгце. Жена художника Елизавета Фишер описывала наиболее любопытное из этих архитектурных сооружений: «Один из Тассидингских храмов, средний, самый маленький, храм бога войны, выкрашен красной краской, а по карнизу кругом нарисованы человеческие черепа. Так как давно уже Сикким ни с кем не воюет, то храм этот в порядочном забвении: боги в пыли и паутине, нет ни поклонников, ни жертв…».
На этюде запечатлены три основные постройки храмового комплекса, покрытые соломенными крышами. Картина написана с точки зрения путешественника, направляющегося к зданиям по широкой дороге, протоптанной в траве. На первом плане изображен Главный храм, в верхней части украшенный широкой полосой из красного кирпича и деревянным балкончиком. В центре холста можно различить два чортена (ступы). Ступенчатые чортены являлись культовыми постройками для буддистов. Обычно они служили реликвариями. Местные жители обходили их непременно с левой стороны, оставляя на низкой крыше камень и молясь о благоприятном подъеме в горы. По преданию, здесь находился чортен, при взгляде на который исчезали все грехи. Жена художника вспоминала, что в Тассидинге супруги жили в палатке, установленной между чортенов.
В правой части этюда обозначены еще два монастырских здания. Самое низкое из них, покрашенное в красный цвет, представляет собой святилище бога войны. Правее от него изображен фрагмент храма, относящегося к монастырю Пемаянгце. Вблизи эту постройку художник запечатлел на произведении «Портик храма в монастыре Тассидинг. Сикким» (Инв.2046). Возле святилища бога войны виднеются традиционные для буддийских монастырей шесты с развевающимися полосками ткани, исписанными мантрами. О масштабах зданий позволяет судить едва заметная фигурка монаха в красном облачении, стоящего у стены Главного храма.