В основу произведений Николая Андреевича Андреева, посвященных изображению В.И. Ленина, легли рисунки, сделанные художником во время выступления Ленина в Большом театре, на заседаниях ВЦИК и Коминтерна. Оптимальные условия для портретных зарисовок и скульптурных этюдов из пластилина он получил во время работы непосредственно в Кремлевском кабинете Ленина в мае 1920 года. На основе собранного материала и удержанных в памяти впечатлений Н. Андреев выполняет небольшие полуфигурные композиции, изображающими Ленина за за работой.
После смерти Ленина в 1924 году по поручению комиссии Совнаркома скульптор продолжает работу над воплощением образа Ленина. В отчетах, представленных комиссии, он четко определил направления своей работы. Основным вопросом становится понимание того, кем должен быть в портрете Владимир Ильич? Скульптор предложил три варианта интерпретации образа вождя: «Ильич», председатель Совнаркома В.И. Ульянов, Ленин-вождь.
Первое направление стало продолжением тенденции, которая была заложена в небольших полуфигурных композициях
«Ленин за работой»,
«Ленин с часами на столе»,
«Ленин на заседании Совнаркома», выполненных в начале 1920-х годов, созданных на основе собранного материала и удержанных в памяти впечатлений. Оно было продолжено при создании портрета для зала Совнаркома. Параллельно с образом «Ильича» у Андреева возникает и зреет образ Ленина-руководителя, Ленина-вождя. В процессе поисков скульптор создает серию небольших этюдов, изображающих
Ленина на трибуне. Постепенно доминирующим в композиции становится не характерное для образа Ильича движение навстречу собеседнику, а вертикальное построение фигуры, немного, но выразительно приподнятая голова, уверенный утвердительный жест руки, опирающийся на стол. Эти эскизы должны были быть использованы для создания статуи, которая впоследствии получила название «Ленин-вождь». Работа над ней была прервана смертью скульптора. По уже начатой модели ее создание закончил брат скульптора В.А. Андреев. Он точно следовал намеченной в предварительных эскизах интерпретации образа вождя революции.
Сохранились изображения В.И. Ленина, сделанные многими художниками. Среди них есть достаточно известные, такие как И.И. Бродский, Г.С. Верейский, Ф.А. Малявин, Л.О. Пастернак, Н.И. Альтман. Однако «Лениниана» Андреева резко выделяется и своим объемом, и своей конкретной направленностью. Она насчитывает более двухсот рисунков и около ста скульптурных произведений. Процесс ее создания раскрывает интересную, сложную картину творческих поисков скульптора, образовавшей единую плодотворную линию воплощения личности Ленина и создания образа вождя революции. Истоки успеха были заложены в углубленной работе с натуры, которую сам Андреев определил как «багаж живых наблюдений».