Купреянов Николай (1894-1933)
Селище. Рояль
1927
Размер - 35 x 44,1
Материал - бумага серая
Техника - черная акварель
Инвентарный номер - Инв.15418
Поступило от «Всекохудожника». 1934
Николай Купреянов – один из выдающихся отечественных художников-графиков. За время своей работы в 1920–1930-е годы вместе другими мастерами он поднял искусство рисунка на высочайший уровень, утвердив его самостоятельность и безусловную художественную ценность.
Произведения, связанные с Селищем, занимают особое место в его обширном творческом наследии. В них выразилась его любовь к родному краю и семье. И они в полной мере отражают творческие поиски художника на протяжении десятка лет. В местечке Селище под Костромой, на берегу Волги, у его матери сохранилось родовое имение, которое советская власть после революции оставила семье в память об их родственнике – видном писателе-народнике Н.К. Михайловском.
Там Купреянов провел ранние годы, а после учебы в Санкт-Петербурге он вернулся работать в Кострому в качестве преподавателя и художника-оформителя в 1919–1922 годах, до своего переезда в Москву. В дальнейшем он приезжал в Селище каждый год, отдыхал от столичной суеты и увлеченно работал над деревенскими графическими циклами. К ним относится интерьерная серия «Вечера в Селище» (1926–1929), одна из самых глубоких и лиричных в творчестве автора.
Это камерные произведения, запечатлевшие атмосферу близкого семейного круга. В них автор достигает живописной тональной глубины, не прибегая к цвету, а работая лишь тушью и черной акварелью. В произведении «Селище. Рояль» он накладывает слой за слоем легкие акварельные размывки, укрывая мягкими вечерними тенями сцену у музыкального инструмента. Купреянов создает цельную картину погруженного в полумрак интерьера, в которой герои лишь намечены. Горящая лампа, которая собирает вокруг себя членов семьи, появляется во всех листах серии как символ домашней гармонии и покоя.
Тихие интерьерные сюжеты стали особенно востребованы у целого ряда художников в 1920-е годы как реакция на резко меняющиеся социальные условия в новом советском государстве и как стремление найти свой островок безопасности в них. Помимо Купреянова, в этом жанре выдвинулись такие графики, как Георгий Верейский и Лев Бруни.