Герой полотна – князь Дмитрий Михайлович Голицын (1735–1771), сын генерал-адмирала М.М. Голицына-младшего – приходился младшим братом хозяину подмосковной усадьбы Кузьминки. Дмитрий Михайлович был назначен Екатериной II одним из опекунов двоюродного племянника, несовершеннолетнего князя Н.А. Голицына. Позднее последний станет владельцем и создателем двух замечательных подмосковных усадеб – Архангельское и Никольское-Урюпино. Сам же Дмитрий Михайлович умер в молодом возрасте, холостым, дослужившись до чина полковника.
Портрету Д.М. Голицына присущи все признаки
камерного произведения. Это поясное изображение с поворотом фигуры в три четверти, освещены лицо и одно плечо модели. Фигура представлена на глубоком нейтральном фоне. Лицо окутано мягкой светотенью – золотистым
«сфумато». Исключительная динамичность кисти передает одухотворенность образа, ощущение тайны внутреннего мира персонажа.
Полотно исполнено с большим живописным мастерством и легкостью. Тщательно прописаны детали одежды князя – золоченое шитье кафтана, кружевное жабо, мех горностая, которым подбита княжеская мантия, наброшенная на левое плечо. Портрет отличает нарядная цветовая гамма, построенная на сочетании красочных пятен бирюзового кафтана, золотистого камзола, белого кружева и меха. Особую выразительность произведению придает линейный ритм, проявившийся в абрисе фигуры, изображении складок костюма и локонов парика. Эти особенности соответствуют стилю рококо. При этом артистично исполненное одеяние не отвлекает внимания от лица персонажа, выражающего внутреннее благородство и сосредоточенность.
Портрет происходит из собрания князя С.М. Голицына в имениях Дубровицы и Кузьминки Московской губернии. В эту же фамильную галерею входили выполненные Рокотовым изображения его родственников: Михаила Михайловича Голицына (1774) и его жены Анны Александровны (1777), их сына Дмитрия в юности (1773), а также супругов Загряжских – Николая Артемьевича и Анастасии Михайловны (конец 1760-х). Произведения хранятся в разных музеях России. Портрет князя Д.М. Голицына был частью усадебной портретной галереи, которая играла роль связующего звена между прошлым и настоящим, отражая родословную владельцев. Портрет имеет мемориальное значение и по живописным качествам стоит в ряду лучших произведений Рокотова.