Андреев Николай (1873-1932)
Женщина, стригущая овцу
1899
Размер - 27 x 38,5 x 37
Материал - майолика
Техника - роспись полихромная
Инвентарный номер - Инв.18569
Поступила в 1934 году из мастерской скульптора. Москва
Николай Андреевич Андреев отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как автор ряда памятников в Москве, создатель галереи скульптурных и графических портретов представителей культуры и искусства, общественных и политических деятелей первой трети ХХ века. С 1892 по 1918 год он преподавал рисунок и скульптуру в Строгановском училище, где возглавлял керамическую мастерскую.
Скульптурная керамическая мастерская, созданная в 1897 году, была экспериментальным художественным отделением, выпускавшим исключительно авторские работы. Многие из них выполнялись с использованием новых технологических средств: полихромных эмалей, восстановительного обжига, нанесением кристаллической глазури и глазури с металлическим блеском. Интерес к освоению новых технологий, позволявших реализовывать самые разнообразные художественные замыслы, подтолкнул Андреева к продолжению эксперимента в области поливной и расписной керамики. Для этой цели он установил муфельную печь у себя в мастерской, в которой производил обжиг большинства своих работ в керамике.
Выполненная в керамике композиция «Женщина, стригущая овцу» – один из опытов работы скульптора с цветом. Основой послужил ученический этюд «Баба, стригущая овцу», созданный Андреевым в последний год обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества. Скульптурная композиция была задумана на основе наблюдений и зарисовок, выполненных в деревне во время летних крестьянских работ, в которых автор принимал участие. В выборе сюжета скульптор придерживался тематики, характерной для жанровой скульптуры второй половины ХIХ века. Описательно-изобразительная, несколько натуралистическая манера подхода к воплощению замысла позволяет достигнуть убедительного результата в передаче повседневного действия.
Андреев не показывал подобные произведения на выставках. Они – составная часть творческих поисков автора. В собрание музея статуэтка поступила непосредственно из мастерской скульптора после его смерти.