Портрет В.И. Ленина
Патрон шедевра
Андреев Николай (1873-1932)
Портрет В.И. Ленина
1931 Отлив 1964
Размер - 70 x 50 x 45
Материал - бронза
Инвентарный номер - СКС-372
Поступило из бронзолитейных мастерских, Москва. 1965
В основу произведений Николая Андреевича Андреева, посвященных изображению В.И. Ленина, легли рисунки, сделанные художником во время выступления Ленина в Большом театре, на заседаниях ВЦИК и Коминтерна. Оптимальные условия для портретных зарисовок и скульптурных этюдов из пластилина он получил во время работы непосредственно в Кремлевском кабинете Ленина в мае 1920 года. На основе собранного материала и удержанных в памяти впечатлений Н.Андреев выполняет небольшие полуфигурные композиции, изображающие Ленина за работой.
После смерти Ленина в 1924 году была создана комиссия, перед которой стояла задача увековечить память о вожде революции. Заказ на выполнение его скульптурного портрета для зала заседаний Совнаркома было решено поручить Н. Андрееву. Скульптору были предоставлены фотоматериалы, от правления Совкино выданы необходимые для работы киноленты. Среди этих изображений были и кадры кинохроники, запечатлевшие Ленина в зимней одежде. В поисках решения образа Андреев создает более двадцати портретов, в которых пытается, с одной стороны, запечатлеть изменения выражения лица, с другой стороны, уловить и передать характерные черты мимики, свойственной именно изображенному персонажу. Использование элементов зимней одежды в портрете дало возможность показать еще один вариант подхода к решению поставленного перед художником условия - обязательного наличия документального сходства.
Сохранились изображения В.И. Ленина, сделанные многими художниками. Среди них есть достаточно известные, такие как И.И. Бродский, Г.С. Верейский, Ф.А. Малявин, Л.О. Пастернак, Н.И. Альтман. Однако «Лениниана» Андреева резко выделяется и своим объемом, и своей конкретной направленностью. Она насчитывает более двухсот рисунков и около ста скульптурных произведений. Процесс ее создания раскрывает интересную, сложную картину творческих поисков скульптора, образовавшей единую плодотворную линию воплощения личности Ленина и создания образа вождя революции. Истоки успеха были заложены в углубленной работе с натуры, которую сам Андреев определил как «багаж живых наблюдений».