Эта работа принадлежит к поколенным портретам кисти Перова, имеющим лаконичную композицию, сдержанный колорит. Среди них изображения
А.И. Тимашева (1870),
А.Н. Островского (1871),
Ф.М. Достоевского (1872),
М.П. Погодина (1872) ,
В.И. Даля (1872; все – Третьяковская галерея).
Полотно было заказано портретируемым – Иваном Степановичем Камыниным, московским купцом 1-й гильдии, бывшим городским головой. Перов отчасти следовал традиции архаичного купеческого портрета, проявившейся в неподвижности позы, симметрии композиции. Фронтальность изображения подчеркивает тяжеловесность пропорций и грубоватые черты лица модели. Багровый цвет фона придает образу парадный характер. Колорит полотна основан на звучных контрастах буро-красного, зелени сукна кресла, темного тона сюртука и сияющей седины некогда рыжих волос купца, оттененных темными бровями.
Перов виртуозно лепит кистью складки и морщины, тончайшими мазками воспроизводит волоски бороды и прически Камынина. Но внимание зрителя сосредоточено на напряженном, предостерегающем взгляде купца из-под нависших бровей. Возможно, он смущен непривычным процессом позирования. Типичный перовский жест сомкнутых рук считывается как воплощение решительного характера Камынина, выбившегося в люди благодаря уму и упорству. На его груди видна медаль «За усердие», которой награждались купцы, оказавшие услуги правительству. Притягательность портретного образа определяется неоднозначностью характера изображенного, в котором угадываются воля, прагматизм, самолюбие, властность и скрытность.
Портрет был выставлен на первой, а затем и на второй передвижной выставке, где экспонировался наряду с портретами Достоевского, Даля, Тургенева, Майкова и Погодина. По словам искусствоведа Андрея Сомова, образ патриархального купца, с «очень благодарною для живописи физиономией», выделялся хара́ктерностью. Другой критик назвал изображенного Тит Титычем, по имени героя пьесы Островского «В чужом пиру похмелье» (1856) – деспотичного московского купца. Ученик Перова Михаил Нестеров писал, что особого внимания среди перовских портретов заслуживает «”купец Камынин”, вмещающий в себе почти весь круг героев Островского». Позднее Камынин и его наследники не выдавали полотно для показа: так, в 1878 году Перов хотел экспонировать портрет на Всемирной выставке в Париже, но владельцы отказали ему.