К ночи
Патрон шедевра
Врубель Михаил (1856-1910)
К ночи
1900
Размер - 131 x 182,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1462
Приобретено Советом галереи у В.В. фон Мекка. 1907
Картина «К ночи» была написана Михаилом Врубелем на хуторе Николая Ге «Ивановское» в Черниговской губернии, недалеко от станции Плиски. Художник вместе с женой Надеждой Забелой-Врубель приезжал сюда почти каждое лето, навещая семью Екатерины Ге, сестры Надежды Ивановны. Гостивший с ними музыкант Борис Яновский вспоминал о том, что замысел картины явился «результатом од­ной нашей вечерней прогулки в поле. На Врубеля произвела впечатление картина пасущихся среди пышных будяков лошадей, освещенных сумеречным вечерним отблеском. На другой день…[картина] была уже начата и в скором времени окончена».
Поэтическое ощущение реального пейзажа наступающей ночи с багряным светом заката и пробивающимся сквозь тучи серебристым светом месяца на уже потемневшем небе родило в душе Врубеля сцену, полную таинственных превращений и символов. В ней причудливо переплелись славянская и античная мифологии.
В час вечерней зари природа пробуждается для ночной жизни и тогда с пастухом, стерегущим стадо, происходят таинственные превращения. На голове прорастают рожки, а на шее появляются наросты, наподобие кривых веток, спрятавшиеся в стеблях и цветах чертополоха ноги покрываются шерстью. Это существо становится духом природы – русским лешим, греческим Паном или древнеримским Фавном. Кони тревожно машут гривами, испугавшись чего-то неведомого, на первом плане «горят» огромные цветы чертополоха, составляя с листьями и ветвями причудливый, сказочно красивый узор. Вся сцена происходит на фоне бескрайних неведомых пространств и серо-синего с зеленоватыми и сиреневыми переливами неба, в котором прячется серебристый месяц с едва различимыми очертаниями лица доброго старца, чутко наблюдающего за всем происходящим.
Через природу, человека и фольклор Врубель открывал новые темы и новые мотивы в живописи символизма. Картина «К ночи» экспонировалась на выставке Венского Сецессиона в 1901 году. В этом же году она была представлена «Миром искусства» и с выставки приобретена Владимиром фон Мекком. Имя художника получило мировое признание. Картина еще при его жизни побывала в Париже (1906), Берлине (1906 – 1907), Венеции (1907).