Картина представляет типичную жанровую сцену второй половины XIX века.
Художник изображает двор крестьянской усадьбы на юге России. Летним солнечным днем за столом, пригорюнившись, сидит только что приехавшая учительница, бывшая гимназистка, в городском наряде: темная блузка сложного покроя, кружевное жабо, шляпка. На дальнем плане изображена телега с багажом, у ног учительницы – саквояж и плетеная дорожная корзинка.
Девушку гостеприимно встречают: баба в ярком народном костюме растопила самовар, принесла фаянсовые чайник и чашку, предназначенные для гостей, глиняную крынку с молоком, яйца, огурцы, вареную картошку. Художник выразительно передает энергию яркого солнечного света, зелень травы, движение белых облаков. Но молодая учительница не рада хорошей погоде и теплому приему. Она не ест и грустно глядит в одну точку. Чувство глубокой тоски запечатлено на ее лице.
В городе для женщины со средним образованием было мало работы. Должность сельской учительницы – итог крушения всех жизненных планов и надежд девушки, чем и объясняется ее уныние.
Работа в деревне часто оборачивалась для молодой женщины жизненным тупиком, выбраться из которого было практически невозможно. Зарплата была небольшой. Девушку ждали моральные и материальные трудности. Связь с городской культурой с годами постепенно терялась, круг общения сужался до земского доктора, фельдшера и волостного писаря. При взгляде на эту картину вспоминается рассказ Антона Чехова «На подводе» (1897).
Художник неоднократно варьировал композицию этого произведения, изменяя отдельные детали.