Алексеев Федор (1753(1754?)-1824)
Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции
Вторая половина XVIII века
Размер - 65 x 48,4
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5020
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея. 1925
Художник Фёдор Алексеев, закончив Петербургскую Академию художеств с малой золотой медалью, получил право совершенствовать свое мастерство за границей. Он отправляется в Венецию и, хотя в Академии он закончил ландшафтный, то есть пейзажный, класс, в Италии ему было предписано заниматься декоративной живописью. Этот опыт пригодился Алексееву в его дальнейшей деятельности. После четырех лет пребывания за границей художник, вернувшись в Россию, был определен в Дирекцию Императорских театров, а также состоял живописцем при театральном училище. При этом он много занимался копированием современных ему итальянских и французских мастеров пейзажной живописи, мечтая полностью посвятить себя писанию городских пейзажей.
Картина из Третьяковской галереи является уменьшенным повторением композиции, написанной художником в 1776 году (ГРМ) по оригиналу известного итальянского пейзажиста Антонио Каналетто «Архитектурная фантазия», или другое название – «Лестница Академии художеств в Венеции».
Произведение знаменитого итальянца, скопированное русским художником, по своему построению напоминает театральную декорацию, что подтверждает занятие Алексеева театрально-декорационным искусством. Драматизма в картину добавляет светотень, разделяющая освещенную солнцем открытую часть архитектурного фрагмента и затененное внутреннее пространство лоджии. Полотнище знамени, свешивающееся с балюстрады верхнего яруса, зеркало в резной раме в правой части картины, фигура человека в плаще и треуголке добавляют чисто венецианской экзотики в картину.
Копия Алексеева пользовалась большим успехом в кругу профессионалов и знатоков живописи. За первый вариант картины (1776, ГРМ) Алексеев в 1794 был удостоен звания «назначенного» в академики. Признанная образцовым произведением, она неоднократно копировалась учениками Академии художеств. Ее история на этом не заканчивается. Неизвестным крепостным художником графов Шереметевых была выполнена театральная декорация, повторяющая картину Алексеева и хранящаяся в настоящее время в музее-усадьбе «Останкино».