Калмыцкий лама
Патрон шедевра
Верещагин Василий (1842-1904)
Калмыцкий лама
1869-1870
Размер - 38,9 x 48,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2009
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1874
В Туркестане Василий Верещагин наблюдал за калмыками (ойратами) – малочисленной этнической группой, которая на протяжении веков сохраняла национальные обычаи и верования. Калмыки придерживались традиционной формы тибетского буддизма.
Художник изобразил сцену из повседневной жизни буддийского духовенства. Два монаха ведут неспешный разговор под жаркими лучами солнца. Один из них, более высокого ранга, сидит верхом на лошади, второй что-то с ним обсуждает. С большой точностью и достоверностью переданы костюмы монахов. Оба одеты в длинные желтые халаты, которые запахиваются на правую сторону и подпоясаны. Также заметны такие характерные для монашеской одежды детали как шалевый воротник и голубая отделка рукавов.
В костюме стоящего монаха хорошо виден желтый тканый пояс с кистями на концах, обернутый несколько раз вокруг талии. С правой стороны к поясу подвешен нож в ножнах. У ламы, сидящего на лошади, поверх халата через левое плечо перекинута широкая красная накидка (оркимджи) – отличительный знак одеяния буддийского духовенства. На его голове шапка монгольского типа, с куполообразной тульей и широкими, крытыми черным бархатом отворотами. У второго монаха головной убор полусферической формы китайского покроя. Верхушки головных уборов увенчаны узлом, сплетенным из красных шелковых нитей.
Доминирующий желтый цвет в одеянии монахов говорит о том, что перед нами представители духовенства буддийской школы Гелуг, имеющей также название «Желтой веры».