Владимир Маковский прославился в первую очередь благодаря своим жанровым картинам и портретам. Тем не менее его немногочисленные пейзажи отличаются разнообразием запечатленных мотивов и географических мест – этюды, эскизы, зарисовки, графические альбомы путешествий.
В работе «На пляже» Владимир Маковский представляет пленэрный пейзаж. Художник параллельными планами последовательно выстраивает глубину произведения. Туман, кучевые облака, голубое небо создают широкий круг ассоциаций. Фигуры отдыхающих, лодки переданы точечными мазками синего, белого, коричневого, зеленого. На светло-охристом фоне песчаного берега изысканной росписью воспринимается гамма разнообразных оттенков, обозначающих фрагменты пейзажа и силуэты людей. Мастер метко фиксирует мгновения.
Художник умел увидеть малое в эпическом. Живописец стремился запечатлеть то, что захватило и взволновало его сердце. Вдохновляясь видами парков, пляжей, тенистых аллей, Маковский оставался тонким лириком городской среды. Критик Владимир Стасов писал, что та черта, которая отделяет его от Перова, – это город: «Он весь с головы до ног московский, городской». Трудно поверить, что автор картин «Не пущу!» (1892, Национальный музей «Киевская картинная галерея») и «На пляже» – один и тот же мастер.
Умение мыслить многофигурными объемами сочеталось в творчестве Маковского с тягой к камерному, лирическому. Поэтическое видение мира, развитие пейзажных тенденций связывает творчество Маковского с проблематикой русского пейзажного искусства второй половины XIX – начала XX века.