Николай Андреевич Андреев был разносторонне талантливым скульптором. Он автор ряда памятников в Москве: писателю Николаю Васильевичу Гоголю (1909), главному врачу Москвы Федору Петровичу Гаазу (1909), статуи «Свобода» для памятника-обелиска «Конституция» (1919), писателю Александру Ивановичу Герцену (1922), поэту Николаю Платоновичу Огарёву (1922), писателю-драматургу Александру Николаевичу Островскому (1929). В 1900–1910-е годы Николай Андреев создал целую галерею портретов представителей Серебряного века, а в 1920-е годы исполнил цикл графических и скульптурных портретов Ленина. Он работал также в монументально-декоративной, мемориальной скульптуре. Много экспериментировал с керамикой, с ее техническими и художественными возможностями.
Особое место в творчестве Андреева заняла тема библейского сюжета о богатыре Самсоне и его возлюбленной Далиле. Скульптор на протяжении длительного времени создавал образы, олицетворяющие беззаветную любовь и предательство.
Ранняя скульптурная группа 1901–1903 годов энергична и очень смела по лепке. Посредством пластики Андреев виртуозно сумел передать драму предательства. Автор говорит языком массы, используя сочные фактурные и живописные эффекты, соединяя импрессионистическую манеру лепки и экспрессивность образов.
В 1906 году Андреев снова возвращается к той же теме. На этот раз скульптор использует традиционные элементы композиционного построения, характерные для древнеегипетских скульптур, – строгую фронтальность и четкий кубический объем. Самсон представлен в позе, напоминающей положение сидящих вавилонских и египетских статуй. На коленях Самсона в том же фронтальном ракурсе изображена Далила. В египетском искусстве присутствуют идентичные мотивы, где на коленях божества изображаются фараон и его жена. В этой композиции тема любви и предательства носит эпический характер. Построение формы предельно четкое и строгое. Также выполнено лицо Далилы. Детали композиции: пряди волос, складки одежды подобны графическому орнаменту поверхности.
В 1906 году Андреев экспонировал скульптуру на 34-й Передвижной выставке в Санкт-Петербурге. После выставки скульптор, не удовлетворенный композицией, начал переработку группы. Следы этих изменений, выполнявшихся с помощью пластилина, заметны на гипсе. Автор искал новые положения рук Самсона и Далилы.
Следующая реплика на эту тему, созданная в 1914–1916 годы, стала также характерным образцом стилизации с вольной интерпретацией теперь уже искусства Древнего Востока.
В коллекции Третьяковской галереи хранятся композиции «Самсон и Далила», выполненные в
1901–1903 и в
1914–1916 годах.