Вильямс Петр (1902-1947)
Весна. Портрет А.С. Мартинсон и А.Д. Понсова
1947
Размер - 170 x 150
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-2159
Приобретено у А.С. Вильямс, вдовы художника. 1980
Выдающийся театральный художник Пётр Вильямс в 1920-е годы был известен как один из основателей творческого объединения ОСТ (Общество станковистов). Остовцы интересовались современной жизнью страны, ростом городов, развитием транспорта, строительством и искали новые средства выразительности для отражения этих тем. Их работы отличали лаконизм изображения, графическая четкость рисунка, динамичное монтажное построение композиции.
С первых же выставок ОСТа Вильямс зарекомендовал себя как портретист. Однако в отличие от других мастеров объединения он много внимания уделял колориту, используя контрастные цветовые сочетания для раскрытия образа (портреты В. Мейерхольда (1925), А. Амханицкой (1927), картина «Человек в лодке» (1926)).
Со временем художник все большее предпочтение стал отдавать театрально-декорационному искусству. В 1937 году Вильямс начал работать в Большом театре, а в 1941-м стал главным художником ГАБТа. В 1940-е годы станковая живопись в его творчестве играла гораздо менее заметную роль, в основном это были портреты близких ему людей и камерные пейзажи.
В 1947-м (год смерти мастера) был написан портрет А. Мартинсон и А. Понсова. Изображенные на балконе молодые люди – представители театрального мира. Анна, дочь известного актера Сергея Мартинсона, была театральным художником, работала в кино как художник по костюмам. Алексей Понсов, ученик Вильямса, после окончания постановочного факультета Школы-студии МХАТ также работал театральным художником.
О их взаимоотношениях известно мало, они общались в театральных кругах. Освещенные солнцем, молодые и красивые, герои картины стоят на фоне одного из обычных дворов послевоенной Москвы, олицетворяя собой возрождение мирной жизни и надежду на светлое будущее.