Вильямс Петр (1902-1947)
Акробатка. Портрет актрисы А.С. Амханицкой
1927
Размер - 172 x 91
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11881
Приобретено у автора. 1929
Недавний выпускник ВХУТЕМАСа, заведующий Музеем живописной культуры, один из основателей Общества станковистов (ОСТ) и будущий известный театральный художник, Пётр Вильямс в картине «Акробатка» изображает свою жену – актрису Анну Амханицкую (1902–1988). Вильямс создает не лирический портрет жены, но актуальный образ современницы, передавая характер и внутреннее состояние модели не через нюансы выражения лица, а через позу и колорит.
Анна также была студенткой ВХУТЕМАСа, но предпочла профессии художника карьеру актрисы. Постоянные участники студенческих капустников и спектаклей на вхутемасовские сюжеты, П. Вильямс, А. Амханицкая, А. Гончаров, С. Лучишкин, Ю. Пименов не пропускали ни одной театральной постановки Всеволода Мейерхольда. Они видели в его сценических экспериментах утверждение театра будущего, театра как «массового действия, слитого со зрителем». Вильямс показывает Анну в роли Акробатки из спектакля «Мандат» театра Мейерхольда. В газетном интервью Мейерхольд так охарактеризовал блистательную и очень популярную тогда пьесу Николая Эрдмана: «Современная бытовая комедия, написанная в подлинных традициях Гоголя и Сухово-Кобылина». Посвященный быту нэпманов, спектакль был очень востребован зрителем и прошел в ГосТиме 100 раз за 1925 год.
Исследователь творчества Вильямса А. Сидоров так написал об этом портрете: «Это в первую очередь актриса нового театра, куда зритель ходит не столько развлекаться и отдыхать, сколько участвовать в некоем социально значимом действии, в художественно-организованном общественном акте; это представитель нового искусства и это, наконец, идеал новой женщины».
Экспонировавшаяся на 3-й выставке Общества станковистов в 1927 году картина продолжила линию портретов театральных деятелей, начатую «Портретом В.Э. Мейерхольда», который был признан членами ОСТа «эталоном новых приемов».