Вильямс Петр (1902-1947)
Автопробег
1930
Размер - 151 x 213
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-998
Приобретено у А.С. Вильямс, вдовы художника, Москва. 1974
Выдающийся театральный художник Пётр Вильямс в 1920-е годы был известен как один из основателей творческого объединения ОСТ (Общество станковистов). Остовцы интересовались современной жизнью страны, ростом городов, развитием транспорта, строительством, искали новые средства выразительности для отражения этих тем. Их работы отличали лаконизм изображения, графическая четкость рисунка, динамичное монтажное построение композиции.
Мастера ОСТа нередко представляли свои произведения на зарубежных выставках. Поездки за границу еще усилили тягу художников к изображению новой архитектуры, спорта и характерных примет современности. Одним из таких проявлений нового в Советском Союзе стали в конце 1920-х – начале 1930-х годов автопробеги. Большинство из них проводилось под эгидой Автодора. Эта общественная организация была создана в 1927 году с целью популяризации автомобильного транспорта. В длительных экспедициях по самым разным географическим зонам СССР участники испытывали продукцию первых советских автозаводов, кроме того, в автопробегах тех лет участвовали и роскошные иностранные автомобили – «кадиллаки», «мерседесы» и «линкольны». Тема мото- и автопробегов, автомобильных прогулок нашла отражение в творчестве многих художников – А. Дейнеки, К. Вялова, Ю. Пименова.
На картине П. Вильямса машины мчатся по пыльной, необустроенной дороге. На обочине собрались любопытные зрители. Вдали видны электромачты, строящиеся корпуса фабрик и заводов – тоже приметы нового времени. А на переднем плане мальчик удерживает испугавшегося появления машин жеребенка. Этот мотив словно иллюстрирует прозвучавшую в стихотворении С. Есенина «Сорокоуст» мысль: «живых коней победила стальная конница». Художнику удалось передать и романтическое ощущение действительности, и стремительный темп новой жизни, охвативший всю страну.