Вильямс Петр (1902-1947)
Негритянская Венера
1929
Размер - 163 x 147
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-4831
Поступило от ВХПО им. Е.В. Вучетича. 1990
В 1920-е годы Пётр Владимирович Вильямс был одним из основателей и активных участников «Общества художников-станковистов» (ОСТ). В своих работах он в полной мере воплотил идеи и художественные принципы этого объединения.
Тема картины «Негритянская Венера» необычна для Вильямса, работа создана под впечатлением поездки художника в Италию и Германию в 1928 году. Он увидел Европу в сложный, поворотный период. Годы между Первой мировой войной и Великой депрессией получили название «ревущие двадцатые». В это время в европейские страны приезжало много африканцев, вместе с ними пришла новая музыка: джаз, блюз, регтайм. Менялись мода и стиль всей жизни, танцы становились новым видом общедоступного досуга всех слоев общества. Длинные и сложные танцевальные схемы сменились импровизацией, возникли новые характерные па, иногда даже имитирующие гибкие движения животных. Острая пластика джаза, в которой совершенно по-новому раскрывается человеческое тело, увлекала художников ОСТа, чутких к рисунку движения. Замечательно воплотил ее в своей американской графике Дейнека. Танцы привлекали раскрепощенностью и свободой выражения, но они не приветствовались в СССР, считаясь проявлением загнивания буржуазного Запада. Однако в картине «Негритянская Венера» Вильямс, как и Дейнека, далек от осуждения, он вообще не дает никакой оценки, выхватывая из жизни и запечатлевая яркую, экзотическую для советского человека сцену.
В «Негритянской Венере» мы видим характерные черты остовской стилистики: динамичное композиционное решение, использование принципа фрагментарности и контрастных сопоставлений, выразительную силуэтную трактовку образа. Острое чувство современности и артистизм, присущие Вильямсу, нашли отражение в этой его картине.
В истории отечественного искусства Вильямс известен прежде всего как театральный художник. Еще будучи студентом ВХУТЕМАСа, он участвовал в театральных экспериментах. С 1937 года работал в Большом театре, в 1941-м стал его главным художником. Основными жанрами станковой живописи Вильямса были портреты близких ему людей и камерные пейзажи.