Вильямс Петр (1902-1947)
Портрет Г.В. Александрова
Начало 1930-х
Размер - 160 x 120,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-4035
Поступило от ВХПО. 1990
Один из основателей Общества станковистов (ОСТ), известный театральный художник и блестящий портретист Пётр Вильямс написал Григория Александрова в характерной для него театрализованной манере. Эта работа продолжила галерею портретов режиссеров и актеров, начатую Вильямсом в 1920-е годы: «Портрет В.Э. Мейерхольда» (1925), «Акробатка» (1927) и другие.
Григорий Васильевич Александров (1903–1983), кинорежиссер, актер, сценарист, соратник С.М. Эйзенштейна, создатель жанра советской музыкальной кинокомедии, снял известнейшие фильмы: «Веселые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947). В 1929–1932 годах он вместе с Эйзенштейном и оператором Э.К. Тиссэ обучался мастерству в Голливуде.
В 1933 году Александров встретился на даче у А.М. Горького со Сталиным, который поручил ему создать для советского зрителя комедию. В фильме «Веселые ребята» с Леонидом Утесовым и Любовью Орловой (1933–1934, приз Венецианского кинофестиваля, 1934), используя опыт Голливуда, он соединил эксцентрические и цирковые трюки, приемы мюзик-холла и оперетты. В этот период расцвета таланта режиссер и запечатлен Вильямсом. Именно Вильямс, оформлявший спектакли в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко, посоветовал Александрову, искавшему исполнительницу главной роли в «Веселых ребятах», обратить внимание на молодую актрису этого театра Любовь Орлову. Она так вспоминала о первой встрече с Александровым в мае 1933 года: «Я увидела голубоглазого золотоволосого бога, и всё было кончено».
Молодой режиссер изображен стоящим с гитарой в руках на фоне заснеженного пейзажа. Композиция выглядит как театральная сцена с откровенно позирующим героем, а введение второго персонажа – закутанного ребенка с огурцом – привносит в картину момент иронической игры и абсурда. Оригинальность и некоторая надуманность выбранного мотива придают особую выразительность портретному образу. Художник начинает отходить от методов и проблематики ОСТа. Композиционное решение, в отличие от ранних портретов мастера, подчеркнуто статичное, живописный язык близок принципам традиционной тональной живописи. Вильямс свободно пишет широкое однотонное пространство заднего плана, тонко и точно дает детали: прозрачный холодный взгляд героя, ярко-зеленый огурец, замерзшие голые коленки ребенка в валенках. Острое чувство современности и артистизм делают это произведение одним из лучших в портретном жанре Вильямса 1930-х годов.