Вильямс Петр (1902-1947)
Нана
1934
Размер - 160,5 x 130
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1356
Приобретено у А.С. Вильямс, вдовы художника, Москва. 1978
Выдающийся театральный художник Пётр Вильямс в 1920-е годы был известен как один из основателей творческого объединения ОСТ (Общество станковистов). Остовцы интересовались современной жизнью страны, ростом городов, развитием транспорта, строительством, искали новые средства выразительности для отражения этих тем. Их работы отличали лаконизм изображения, графическая четкость рисунка, динамичное монтажное построение композиции.
Одной из важных тем у художников ОСТа, как и у других мастеров советского искусства 1920-х годов, была тема нэпа. Отрицательные и комичные проявления новой экономической политики в быту людей нашли отражение в театральных постановках тех лет, в поэзии Маяковского, в сатирических печатных изданиях и кинематографе. Высмеивалось мещанское отношение к жизни, пристрастие к главным развлечениям тех лет – кабаре и варьете. В них выступали куплетисты и танцовщицы, а «совбуры» (советские буржуи) танцевали танго и фокстрот. Именно в эти годы появились популярные песенки с незатейливыми текстом и мелодией: «Цыпленок жареный», «Бублички».
В 1930-е годы Вильямс работал над циклом «Женщины». Один из портретов этого цикла, «Нана», представляет своего рода рефлексию на образы эпохи нэпа. Пышнотелая развязная дамочка в весьма откровенном наряде кокетливо поправляет шляпку. На столике, покрытом белоснежной скатертью, красуется блюдо с вареными раками. Справа от дамы видна фигура ее кавалера, который наблюдает за танцующими в глубине кафе парами.
Картина поступила в Государственную Третьяковскую галерею под названием «Женщина у стола». Однако в 1935 году она экспонировалась на весенней выставке московских живописцев как «Нана». По легенде, так ее окрестил композитор Дмитрий Шостакович, очевидно, по аналогии с одноименной работой Эдуарда Мане (1877, Кунстхалле, Гамбург). Моделью для французского живописца послужила знаменитая парижская кокотка Генриетта Хаузер. Эти картины роднит и откровенный туалет главных героинь, и характер мизансцен – присутствие их покровителей в черных котелках, и общая атмосфера беззаботности и веселья. Свободная импрессионистическая манера письма Вильямса также отсылает к французскому прообразу.
Шостакович и Вильямс много лет поддерживали дружеские отношения. «Нана» очень нравилась композитору и долгое время украшала его квартиру.