Вильямс Петр (1902-1947)
Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда
1925
Размер - 209 x 136,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-832
Приобретено у А.С. Вильямс, вдовы художника, Москва. 1968
Выдающийся театральный художник Пётр Вильямс в 1920-е годы был известен как один из основателей творческого объединения ОСТ (Общество станковистов). Остовцы интересовались современной жизнью страны, ростом городов, развитием транспорта, строительством и искали новые средства выразительности для отражения этих тем. Их работы отличали лаконизм изображения, графическая четкость рисунка, динамичное монтажное построение композиции.
С первых же выставок ОСТа Вильямс зарекомендовал себя как портретист. Однако в отличие от других мастеров объединения он много внимания уделял колориту, используя контрастные цветовые сочетания для раскрытия образа: «Акробатка» (портрет А. Амханицкой, 1927), «Человек в лодке» (1926). Наиболее известен портрет В.Э. Мейерхольда, созданный в 1925 году.
Режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874–1940) прославился до революции как реформатор театра, использовавший в сценическом искусстве метод гротеска и создавший новаторскую актерскую систему, названную «биомеханикой». В 1920 году в Москве был основан театр, при жизни получивший имя режиссера – ГосТиМ. На его сцене были поставлены произведения по пьесам Эренбурга, Олеши, Маяковского. В 1938-м театр был закрыт, в 1939-м Мейерхольд арестован, 2 февраля 1940 года расстрелян.
Пётр Вильямс изобразил знаменитого режиссера на фоне театральных конструкций, созданных известной художницей Любовью Поповой к спектаклю «Земля дыбом». Его фигура статична и монументальна, как на египетских фресках, в которых для большей выразительности лицо изображалось в профиль, а фигура в фас. Кожаное пальто, перетянутое ремнем, ярко-синий шарф, фуражка, галстук-бабочка – эти детали подчеркивают артистизм и волевой характер изображенного и в то же время отражают эпоху.
Художнику удалось создать портрет своего современника, подчеркнув ярко выраженную индивидуальность и приоритет личностного начала.