Черемушкин Герман (род. 1932)
В консерватории. Из серии «Москва»
1964
Размер - 55,3 x 84,1
Материал - бумага
Техника - темпера, белила
Инвентарный номер - РС-15331
Дар автора. 2002
Рисунок «В консерватории» относится к серии «Москва», над которой Герман Черёмушкин работал в 1960-е годы. Часть произведений этого цикла он представил на выставке «30-летие Московского союза советских художников», организованной в Манеже в 1962 году. Его рисунки тушью, работы темперой, а также произведения, выполненные в авторской технике гравюры на гипсе, репродуцированы в книге «Москва в гравюрах и рисунках Германа Черёмушкина» с текстом Лидии Акимовой (1968). Такие работы, как «Большой театр», «Балет», «У театральных афиш», «В консерватории», были посвящены бурной культурной жизни столицы.
В 1959 году Герман Черёмушкин окончил факультет монументальной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского), где занимался у С.В. Герасимова, Г.М. Коржева, В.Е. Егорова, а также у А.А. Дейнеки. В графике он сохранил пристрастие к крупной форме, создавая произведения значительного размера, рассчитанные на масштабы больших выставочных залов.
Как и свои гравюры, рисунок «В консерватории» Черёмушкин строил на выразительных возможностях двух цветов – черного и белого, создавая вариации силуэтных изображений на контрастном фоне. Рисунки и гравюры Черёмушкина в ряде случаев почти неразличимы между собой. Мода 1960-х на печатную графику, главным образом на работы в технике линогравюры, влияла на все виды графического искусства.
Художник всегда стремился сочинить лаконичную и емкую композицию, которая легко читается с большого расстояния. В данном случае он работал с замкнутой яйцевидной формой, ее создают ряд расставленных полукругом стульев, где сидят исполнители, и изгибающийся балкон зрительного зала с противоположной стороны. Обе части композиции обращены навстречу друг другу, а по рядам слушателей, буквально воплощая известную метафору, проходят волны музыки. У таких разных видов искусства, как графика и музыка, нашлись общие выразительные средства – темп, ритм, повтор, пауза, которые позволили художнику создать «звучащее» произведение.