Это произведение Черёмушкина репродуцировано в книге «Москва в гравюрах и рисунках Германа Черёмушкина» (1968), которую высоко оценили современники. Ее текст был написан Лидией Акимовой, воспевшей город как центр гуманизма, просвещения, кипучей современной жизни.
Среди прочих знаменитых мест в издании была упомянута Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина: «Известная миллионам людей, библиотека размещается в самом центре Москвы, неподалеку от Кремля. Ее залы (а их здесь 22) всегда переполнены, по лестницам и коридорам непрерывно течет людской поток. Жизнь библиотеки, ее история – это увлекательные страницы жизни Москвы и вместе с тем – это наши рабочие будни. <…> При зарождении здесь насчитывалось 100 тысяч томов книг. А в 1965 году в библиотеке было 23,5 миллиона книг на 173 языках. Нет такой специальности, для которой не нашлось бы здесь книг. Сюда идут посетители, стремясь ознакомиться с литературой, отсутствующей в других книгохранилищах. Можно смело сказать, что все наши научные и технические открытия, хотя бы частично, какой-то стороной связаны с работой библиотеки. Не зря называют ее страной разума! Люди со всех концов страны стремятся попасть в Библиотеку имени В.И. Ленина, а для многих москвичей она стала любимым местом работы, и они ласково называют ее “Ленинкой”. Навсегда запоминают ее читальные залы и коридоры студенты, проводившие здесь большую часть своего времени».
Именно такой – с массой сосредоточенно работающих людей, очередью к библиотекарю, с читателями, несущими стопки книг, – изобразил главную библиотеку страны Черёмушкин. Как вспоминал сам художник в документальном фильме 2022 года «Книга жизни Германа Черёмушкина», его учитель и кумир Александр Дейнека наставлял студентов так: «Надо делать современные вещи, надо отразить время, в котором ты живешь».
В серии гравюр на гипсе «Москва» 1960-х годов Черёмушкин всегда стремился найти остро выразительную композицию, в отдельных случаях метафорически представляющую образ того или иного явления. В работе «Читальный зал библиотеки им. В.И. Ленина» в его задачу входило изобразить процесс добывания знаний в масштабах большого учреждения. Отлаженное, строго упорядоченное действо показано с помощью ритмичного чередования черных и белых полос, издалека напоминающих клавиши музыкального инструмента.
В статье о Черёмушкине Валентина Голанд записала его собственные слова: «Найдешь верную композицию – успех картины обеспечен». И сейчас, работая в качестве преподавателя на кафедре искусства графики в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, он постоянно дает студентам задание на «остроту», смысл которого – пластически сформулировать свою мысль с помощью точного композиционного решения.