В серию гравюр Черёмушкина «Москва спортивная» вошли работы «Лыжники», «На катке», «Шахматисты на бульваре». Все они были созданы в 1960-е годы и опубликованы в книге «Москва в гравюрах и рисунках Германа Черёмушкина» (1968) с текстом Лидии Акимовой. Произведение из собрания Третьяковской галереи воспроизведено в издании под названием «Любители шахмат». На обороте листа имеется авторская надпись – «Шахматисты на бульваре», там же указан адрес мастерской Черёмушкина, которая находилась на Петровском бульваре, в доме № 9, квартира 7. Возможно, именно в этой части Москвы художник наблюдал за турнирами на открытом воздухе, которые были очень популярны в советский период.
В 1960-е годы только в столице издавалось четыре журнала, посвященных шахматам. Проводились крупные массовые соревнования, функционировали многочисленные шахматные клубы, кружки на предприятиях, в армии. Героем своего времени был 24-летний Михаил Таль, который стал самым молодым чемпионом за всю историю игры, победив соперников в матче на звание чемпиона мира по шахматам в Москве в 1960 году. Кружки шахматистов работали при домах и дворцах пионеров, в школах. Не случайно юный участник шахматного матча показан на гравюре Черёмушкина на первом плане.
Замечательна наблюдательность художника, который представил большое разнообразие поз, придал острую выразительность своим персонажам, задумавшимся над шахматной доской. Как и в других гравюрах серии, он поместил спортсменов на первый план, развернув изображение на зрителя, в то время как на дальнем плане изображены предметы в сильном перспективном сокращении. Они помогают поместить спортсменов в пейзаж, дают переход к условной, но убедительной передаче пространства.
Герман Черёмушкин подчеркнул декоративность изображения, ввел повторяющиеся мотивы, акцентируя их ритм. Доски с шахматными фигурами, выразительные кисти рук игроков, ряд скамеек на бульваре стали важными смысловыми и пластическими акцентами.
Черёмушкин окончил факультет монументальной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского), где учился у С.В. Герасимова, Г.М. Коржева, В.Е. Егорова, а также А.А. Дейнеки. Как художник-монументалист он много работал с гипсом, который решил использовать при изготовлении формы для печати гравюр. Черёмушкин вспоминал, что идею ему подал археолог и историк Античности В.Д. Блаватский, рассказавший о получении китайскими мастерами оттисков с гипса, смешанного с казеином. Художник вырезал изображение на поверхности отполированного гипса. Он мог обрабатывать гипсовую плиту с двух сторон для создания двух разных гравюр.
Сам материал определял основные средства выразительности – силуэт, чередование пятен черного и белого. Гипс не позволял выполнить сложную штриховку, но работа с ним давала возможность добиться большой пластичности и разнообразия линий, получить арабески самых причудливых очертаний, чем и пользовался автор, создавший неожиданные образцы «советского маньеризма» в гравюре.