Первая персональная выставка Германа Черёмушкина прошла в агентстве печати «Новости» в 1965 году, что свидетельствует о признании его остросовременным автором, который по-новому изображал текущую жизнь, точно передавая ощущение времени. Это произведение было представлено на выставке. Автор связывает его появление с полетом Юрия Гагарина в космос в 1961 году и ажиотажем вокруг этого события.
В 1967 году 5 мая, в День печати, гравюра публиковалась в «Комсомольской правде» под названием «За газетой». В книгу «Москва в гравюрах и рисунках Германа Черёмушкина» (1968) она вошла как работа «У газетного киоска», позднее была переименована в «Очередь за новостями». Собирая впечатления и фиксируя их на бумаге, Черёмушкин много ездил по стране в творческие командировки, публиковал свои рисунки и гравюры в периодических изданиях, не случайно он состоял членом не только Союза художников (с 1960), но и Союза журналистов СССР (с 1968).
«Очередь за новостями» входит в цикл гравюр и рисунков «Москва», получивший высокую оценку искусствоведа, коллекционера, признанного авторитета в изучении искусства графики А.А. Сидорова, который писал о нем как о «самой завершенной серии» художника. Все печатные произведения цикла были выполнены в авторской технике гравюры на гипсе. Герман Черёмушкин как художник-монументалист много работал с гипсом. В этом материале его привлекали доступность, а также возможность печатать с гипсовой пластины изображения большого формата. Сам художник вспоминал, что идею ему подал археолог и историк Античности В.Д. Блаватский, рассказавший о получении китайскими мастерами оттисков с гипса, смешанного с казеином. Черёмушкин вырезал изображение на поверхности отполированной пластины. Сам материал давал основное средство выразительности – силуэт, глухое черное пятно на абсолютно белом фоне. Внутри это пятно могло быть детализировано, прорезано контрастной линией: белой на черном фоне, реже – черной на белом. Резьба по гипсу позволяла добиться большой пластичности и разнообразия линий, создать арабески самых сложных очертаний. Гипсовая пластина, подготовленная к печати, сначала сохраняла относительную упругость и могла быть пропущена через офортный станок; со временем, по прошествии десятилетий, она становилась очень хрупкой, и получение новых оттисков было уже невозможно.
Гравюры Черёмушкина из серии «Москва» удивительно отвечали духу своего времени – с одной стороны, это любовь 1960-х к «шершавому языку плаката», к графике крупных масштабов, где на первый план выходят контрастность и определенность форм, изобретательность в построении композиции; с другой стороны, даже при изображении массы советского народа существовал запрос на индивидуальность, общность складывалась из отдельных личностей.
Все эти особенности прочитываются в «Очереди за новостями». Черёмушкин утверждал основополагающее значение композиции. «Найдешь верную композицию – успех картины обеспечен», – записала Валентина Голанд его слова в статье о художнике. Очередь за информацией выстраивается в подобие вопросительного знака. Это сходство не бросается в глаза и не навязывается зрителю как фокус, но читается как остроумный авторский ход. Спиралевидная композиция может быть мысленно прорезана диагональю от правого верхнего угла к левому нижнему – от мужчины, подбегающего к хвосту очереди, к двум персонажам, развернувшим белый газетный лист. Этот монтажный прием подчеркивает результативность действий и сообщает позитивную программу даже такому унылому занятию, как ожидание своей очереди. При отказе от изображения среды персонажи очень убедительно выстраиваются в пространстве. Две точки зрения – сверху и сбоку, прием перспективного сокращения, позволяют отчетливо представить это скопление людей на местности.
Постоянное наблюдение за пешеходами и пассажирами транспорта выработало у художника умение с удивительным разнообразием изображать толпу, подчеркивая особенности костюма, телосложения каждого и их контрасты в сравнении с соседними персонажами.
По духу и форме «Очередь за новостями» – хороший пример искусства эпохи «оттепели», убедительно представляющий это время.