Черемушкин Герман (род. 1932)
Студенты. Из серии «Москва»
1964
Размер - 58,9 x 85
Материал - бумага
Техника - гравюра на гипсе
Инвентарный номер - ГРС-8755
Дар автора. 2002
В книге «Москва в гравюрах и рисунках Германа Черёмушкина» (1968) с текстом Лидии Акимовой был опубликован ряд произведений, посвященных науке и образованию, – рисунки «Экзамен», «Московский университет», «Президиум Академии наук», «Ученый», а также работа «На лекции», исполненная в авторской технике гравюры на гипсе. В собрание Третьяковской галереи она вошла под названием «Студенты».
Черёмушкин окончил факультет монументальной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища, где учился у С.В. Герасимова, Г.М. Коржева, В.Е. Егорова, а также А.А. Дейнеки. Как художник-монументалист он много работал с гипсом, который также решил использовать при изготовлении формы для печати гравюр. Черёмушкин вспоминал, что эту идею ему подал археолог и историк Античности В.Д. Блаватский, рассказавший о получении китайскими мастерами оттисков с гипса, смешанного с казеином. Художник вырезал изображение на поверхности отполированного гипса. Он мог обрабатывать гипсовую плиту с двух сторон для создания двух разных гравюр.
Сам материал определял основные средства выразительности – силуэт, чередование пятен черного и белого. Гипс не позволял выполнить сложную штриховку, но работа с ним давала возможность добиться большой пластичности и разнообразия линий, получить арабески самых причудливых очертаний.
Валентина Голанд в статье о художнике записала его слова: «Найдешь верную композицию – успех картины обеспечен». И сейчас, работая в качестве преподавателя на кафедре искусства графики в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, Черёмушкин постоянно дает студентам задание на «остроту», которое состоит в том, чтобы пластически сформулировать свою мысль с помощью точного композиционного решения.
Формальное решение «Студентов» чрезвычайно выразительно. На первом плане помещен очень большой стол, за которым стоит преподаватель. Крупный черный объем этого стола служит основанием композиции. Метафорически его можно трактовать как гранит науки, интерпретатором или рупором которого служит человек, обращенный к зрительному залу. Одной рукой он опирается на белый лист бумаги, вторую протягивает к аудитории в поясняющем жесте. Чтобы не оставалось сомнений в том, о каких материях идет речь, на столе помещена крупная модель химического соединения. Выразительные возможности этой формы были оценены еще в 1958 году, когда главным сооружением Всемирной выставки в Брюсселе стал павильон Атомиум, построенный по проекту бельгийского инженера Андре Ватеркейна как символ атомного века и мирного использования атомной энергии. Конструкция павильона воспроизводила кубический фрагмент кристаллической решетки железа, увеличенный в миллиарды раз. В несколько упрощенном виде она являла собой то, что изображает слева от преподавателя Герман Черёмушкин.
К столу лектора, образуя гигантскую воронку, спускаются скамьи аудитории. Все места заняты слушателями. Их одежду, прически, спинки кресел художник превращает в пятна черного и белого цвета, сложно и изобретательно аранжируя образы студентов с помощью двух контрастных цветов. Владея навыком обобщения и особой метафоричности в построении композиции, Черёмушкин также демонстрирует навыки ювелирной работы с формой, проявляя внимание к мельчайшим деталям изображения.